счастливым в своей Вере в Всемогущего.
П. Является ли Само-исследование тем же самым, что и вышеупомянутая вера?
М. Само-исследование включает в себя всё — веру, преданность, джняну, йогу и остальное.
П. Иногда выясняется, что физическое тело не позволяет устойчиво медитировать. Следует ли для этой цели тренировать тело практикой йоги?
М. Всё зависит от самскар (предрасположенностей) человека. Один практикует хатха-йогу, чтобы излечить болезни тела, другой доверяет своё лечение Богу, третий использует для этой цели силу воли, а четвёртый может остаться вообще равнодушным к ним. Но каждый из четырёх будет упорствовать в медитации. Поиск Себя есть непременный фактор, а всё остальное носит вспомогательный характер.
Человек может овладеть философией Веданты и всё-таки оставаться неспособным контролировать свои мысли. Он может обладать предрасположенностью [пурва самскара], которая приведёт его к практике хатха-йоги. Он будет верить, что ум контролируется только йогой, а потому будет практиковать её.
П. Что больше всего подходит для получения благоприятных условий устойчивой медитации [дхьяна]?
М. Это зависит от предрасположенности [самскара] человека. Один может найти подходящей хатха-йогу, другой — нома джапу и т. д. Существенным моментом является атма-вигара — Самоисследование.
П. Достаточно ли, если я трачу некоторое время утром и какое-то время вечером для этой атма-вигары? Или я должен делать это всегда — скажем, даже когда я пишу или хожу?
302Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1938 года
303М. Какова ваша истинная природа? Она в том, чтобы писать, прогуливаться или быть? Бытие — это единственная неизменяемая Реальность, и пока вы не осознали это состояние чистого Бытия, следует продолжать исследование. Если удалось утвердиться в нём, то дальше беспокоиться незачем.
Никто не будет исследовать источник мыслей, если они не возникают. Пока вы думаете: "Я хожу", "Я пишу", исследуйте, кто делает это.
Эти действия будут тем не менее продолжаться, когда кто-то твердо укрепится в А т м а н е. Разве человек всегда говорит: "Я человек, я человек, я человек" каждый момент своей жизни? Он не говорит так, и всё-таки все его действия продолжаются.
П. Необходимо ли интеллектуальное понимание Истины?
М. Да. В противном случае почему человеку не постичь Бога или Себя сразу, т. е. как только он скажет, что Бог — это всё или А т м а н — это всё? Отсутствие интеллектуального понимания демонстрирует некоторую нерешительность с его стороны.