нужно сдерживать и обращать вовнутрь. Он привык задерживаться на именах и формах, так как все внешние объекты владеют именами и формами. Такие имена и формы сделаны символическими умственными понятиями, чтобы отвести ум от внешних объектов и заставить его пребывать внутри себя. Изваяния, мантры, янтры — все предназначены только для того, чтобы дать пищу уму в его инт-ровертированном (обращённом вовнутрь) состоянии, так чтобы позднее он стал способным обретать концентрацию, после которой то великолепное состояние достигается само собой.
20 апреля
406. Г-н Коган, ученик, постоянно проживающий в Ашраме, последние несколько дней размышлял о книге "Нирвана", написанной одним известным теософом, в которой автор призывал достигать нирваны каждый вечер перед отходом ко сну. Автор также призывал представлять своего собственного Учителя и других Учителей Теософского общества яркими огнями внутри океана света, который и есть нирвана. Г-н Коган спросил Шри Бхагавана, насколько это возможно, если иметь в виду поучение адвайты, что переживание нирваны совпадает с переживанием чистого сознания Бытия.
М. Нирвана — это Совершенство. В этом Совершенном Состоянии нет ни субъекта, ни объекта; нечего видеть, нечего чувствовать, нечего познавать. Видение и познание — функции ума. В нирване нет ничего, кроме блаженного чистого сознания "Я есмь".
П. Как же тогда один видный руководитель Теософского общества, претендующий на ясновидение высокого порядка, может восхвалять автора этой книги за его мнимое точное и живое опи-
сание нирваны;1 Почему Теософское общество так сильно охвачено идеей "служения"?
М. Ну, теософия и другие родственные движения полезны, так как делают человека неэгоистичным и готовят его к высочайшей истине. Служение, такое как молитвы, джапа и даже коммерческая деятельность, выполненная во имя Бога, ведёт к высочайшей цели — Само-реализации.
П. Но сколько это займёт времени? И почему человек, готовый к Абсолютному знанию, должен держаться знания Относительности?
М. Всему своё время. Тот, кто готов к абсолютному знанию, так или иначе, но от кого-нибудь услышит о нём и энергично последует ему. Он осознает, что атма-видъя — высочайшая из всех добродетелей, а также конец путешествия.
После этого, на вопрос о разлигш между внешним и внутренним самадхи, о которых упоминалось выше, в беседе 391, Угитель сказал: Внешнее самадхи состоит в том, чтобы удерживать Реальность, свидетельствуя внешний мир, но внутри не реагируя на него. Это тишина