трудным проводить его в жизнь, они ищут нашего совета.
М. Им не надо принимать обет, но они могут пытаться практиковать целомудрие без специального обета.
П. Является ли пожизненное целомудрие [найштхика брахмагарья] столь же ценным, как некая садхана для Само-реализации? М. Осознание Себя само по себе есть найштхика брахмагаръя. Обет соблюдения целомудрия не есть брахмагаръя. Жизнь в Брахмане — брахмагарья, а не насильственная попытка практиковать целомудрие.
П. Говорят, что желание [кома], гнев [кродха] и т. п. исчезают в присутствии Садгуру. Это так?
М. Правильно. Кама и кродха должны исчезнуть до Само-реализации.
П. Но все ученики того или иного гуру не находятся на одной и той же стадии развития. В некоторых случаях встречаются падения. Кто отвечает за такие прегрешения?
М. Нет связи между Само-реализацией и индивидуальными склонностями (самскарами). Не всегда возможно жить согласно идеалу определённого Гуру.
П. Страстные увлечения влияют на Реализацию?
М. Попытка очищать себя будет самопроизвольной.
П. Разве нет необходимости смыть все нечистоты перед Реализацией?
М. Джняна смоет их полностью.
П. Гандиджи часто сбивается с толку, обнаруживая, что его ближайшие ученики поступают неправильно. Он удивляется, как это могло случиться, и думает, что это вызвано его собственными недостатками. Это так?
Шри Ехагаван улыбнулся и герез несколько минут ответил: Гандиджи так долго боролся, чтобы совершенствовать себя. Со временем и у остальных всё будет в порядке.
П. Правильны ли индусские воззрения о перевоплощении?
М. На этот вопрос невозможно дать определённый ответ. Есть доводы за и против этой точки зрения. Даже нынешнее рождение отрицается: натвевахам джату пасам и т. д. (Бхагавад-Гита). Мы никогда не были рождены и т. п.1
П. Индивидуальность является безначальной [анади]?
М. Исследуйте и посмотрите, существует ли вообще какая-либо индивидуальность. Задайте этот вопрос после разрешения этой проблемы. Наммальвар2 говорит:
"В неведении я принимал эго за себя самого; однако, при правильном знании, эго нигде нет, и только ты остаёшься как А т м а н".
Как монисты, так и дуалисты согласны в необходимости Самореализации. Давайте сначала добьемся её, а затем будем обсуждать второстепенные вопросы. Адвайта или двайта не могут быть разрешены только теоретическими рассмотрениями. Если Я осознано, то вопрос вообще не возникнет. Даже у Шуки не было уверенности в своей брахмагарье, тогда как Шри Кришна был уверен в ней. Само-
1 См. Бхагавад-Гита