собственность оказалась найденной. Фактически она не теряла ожерелье и не находила его. И всё-таки была несчастной, а сейчас она счастлива. Точно так же и с Осознанием Себя. Истинное Я всегда реализовано. Но эта Реализация сейчас закрыта. Когда покрывало удалено, человек чувствует себя счастливым, вновь открывая всегда существующее Я. Всегда присутствующая Реализация выглядит как некая новая Реализация.
Далее, что же следует делать, чтобы преодолеть нынешнее неведение? Стремитесь иметь истинное знание. По мере того как это рвение возрастает, ложное знание уменьшается в силе, пока, в конце концов, не исчезнет.
П. Однажды Вы сказали, что сознательного восприятия в глубоком сне нет. Но я изредка отдаю себе отчёт, что это глубокий сон, даже в этом состоянии.
М. Итак, из этих трёх факторов — сознание, глубокий сон и знание о нём — первый неизменен. Сознание, которое воспринимает глубокий сон как некое состояние, сейчас видит мир также и в бодрствующем состоянии. Отрицание мира есть состояние глубокого сна. Мир может появляться или исчезать, иначе говоря, человек может бодрствовать или крепко спать, но сознательное восприятие не затронуто. Оно есть непрерывное целое, над которым проходят три состояния — бодрствования, сновидений и глубоко-
216Беседы с Шри Раманой Махарши
Беседы 1938 года
217го сна. Будьте тем сознательным восприятием, сознаванием, прямо сейчас. Это Я, А т м а н, т. е. это Осознание, Реализация, в которой есть Покой, есть Счастье.
(Дама поблагодарила Махарши и удалилась.)
7 мая
491. Г-н Кишорелал Машрувала, Президент "Ганди Сева Санг-хи" (Общества служения имени Ганди) спросил: Как следует практиковать брахмагаръю [целомудрие], чтобы можно было успешно жить согласно её принципам?
М. Это вопрос силы воли. Полезными помощниками здесь служат саттвигеская пища, молитвы и т. д.
П. Молодые люди опускаются до дурных привычек. Они хотят избавиться от них и ищут нашего совета.
М. Необходимо изменение ума.
П. Можем ли мы предписать им какую-либо специальную пищу, упражнения и т. д.?
М. Есть некоторые лекарства. Йогические позы [асаны] и саттвигеская пища также полезны.
П. Некоторые молодые люди принимают обет целомудрия [брахмагарья], а через 10—12 лет сожалеют об этом. Учитывая эти обстоятельства, следует ли нам поощрять молодых людей к принятию обета брахмагарьи^
М. В случае истинной брахмагарьи этот вопрос не возникает.
П. Некоторые молодые люди принимают обет брахмагарьи, не зная того, что за ним стоит. Когда они находят