дупаситавьям йо ведадау сварах прокто веданте га пратиштитах
тасъя пракритилинасъя йах парах са Махешварах
1 Отрывок из Маханараяна упанишады. Исполняется в Шри Раманашра-ме ежедневно во время пения Вед (ведапараяны) с 17.40 до 17.45 как её завершающая часть.
[Бессмертие не приобретается посредством действия или производством потомков, или богатством. Некоторые достигают этого состояния отречением.
Мудрецы (покорившие чувства) достигают того Cam (Бытия), которое выше Небес и сияет Само по Себе в Сердце.
Адепты, которые отречением и сосредоточенностью очистили сердце и познали несомненность Истины особым знанием, провозглашённым Ведантой, при растворении тела в Брахмалоке становятся полностью свободными от причинной майи.
Только то, сияющее как крошечное пространство [акаша], свободное от печали, в лотосе Сердца, крошечное местообитание незапятнанного Высочайшего во (внутреннем) ядре тела, действительно заслуживает почитания.
Только тот есть Высочайший Господь, кто находится выше Первоначального Слова, которое есть начало и конец Вед и в котором пребывает творческая Причина].
Г-н Т. К.С. Айяр позже спросил гто-то о мукталоке (мире освобожденных душ). Шри Бхагаван сказал, что мукталока ознагает то же самое, что и Брахмалока.
П. Необходимо ли некоторое тонкое тело [сукшма тану], такое как пранава тану или шуддха тану (яшну=тело; шуддха = чистое), чтобы достичь такой локи?
М. Пранава означает настоящую джапу. Она тем не менее объясняется как А, У, М, нада и бинду. Из них первые три толкуются как Вишва, Тайджаса, Праджня и Вират, Хираньягарбха, Ишвара. Нада и бинду соответствуют пране и манасу (уму).
Мандукъя упанишада говорит о трёх стопах (матрах) и турия матре1. Конечное значение пранавы в том, что она представляет реальное состояние.
На дальнейший вопрос Махарши ответил: Считается, что должны быть Пангапада Махавакьяни (махавакъи с пятью словами), а именно, Таттвамаси атиниджам ("Ты еси ТО" — великая истина). Первые три слова имеют их значение [лакшъя артха], и все
1 "8. Это А т м а н в отношении к звукам, звук Аум в отношении к частям. Стопы (А т м а н а) — части, и части — стопы: звук я, звук у, звук м.
12. Не имеет частей четвёртое (состояние) — неизречённое, растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное. Так звук Аум и есть А т м а н. Кто знает это, проникает (своим) Атманом в (высшего) А т м а н а". См. [16, с. 201-202].
242Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1938 года
243 они означают только единую Истину.