Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

следующую выдержку из Гиты: "Весь этот космос составляет частицу Меня"2.

М. Это не означает, что какая-то маленькая часть Бога отделяется от Него и формирует вселенную. Действует Его шакти [сила], и в результате одной фазы подобной активности космос проявляется. Подобно этому, положение в Пуруша Сукте: "Все существа образуют Его одну стопу [Падосья вишва бхутани]", не означает, что у Брахмана четыре части.

П. Я это понимаю. Брахман, конечно, неделим.

М. Суть в том, что Брахман есть всё и остаётся неделимым. Он всегда реализован, однако человек не сознаёт это и должен прийти к такому знанию. Знание подразумевает преодоление препятствий, которые мешают раскрытию Вечной Истины, что А т м а н тождествен Брахману. Эти препятствия, взятые вместе, формируют вашу идею отделённости в качестве некого индивидуума. Поэтому нынешняя попытка завершится открытием истины, что А т м а н не отделён от Брахмана.

1 Шри Кумара Дэвасвами.

1 "Ибо Я — обитель Брахмана". См. Бхагавад-Гита (XIV, 27).

2 См. Бхагавад-Гита (X, 42).

368

Беседы с Шри Раманой Махарши

Беседы 1939года

369

22 марта

650. Джентльмен из Андхра-Прадеш, средних лет, спросил Шри Бхагавана, как ему следует выполнять джапу.

М. Джапа содержит слово номах. Оно означает то состояние, в котором ум не проявляется отдельно от А т м а н а. Когда это состояние достигнуто, джапа заканчивается, ибо делатель исчезает, а поэтому также и действие. Остаётся одно Вечное Бытие. Джапу следует выполнять до тех пор, пока это состояние не достигнуто. От А т м а н а ускользнуть нельзя. Делатель будет автоматически погружаться в Него. Когда однажды это сделано, человек не может делать ничего иного, как оставаться погружённым в А т м а н, в Себя.

П. Ведёт ли Преданность [бхакти] к Освобождению [мукти]?

М. Бхакти не отличается от мукти. Бхакти — это пребывание как А т м а н [сварупа]. Каждый всегда есть ТО. Он осознаёт это средствами, которые принимает. Что такое бхакти? Неустанно думать о Боге. Это означает: господствует только одна мысль, исключающая все остальные мысли. Такая мысль исходит от Бога, который суть А т м а н, или она есть А т м а н, отданный Богу. Когда Он принял вас, ничто более не уязвит вас. Отсутствие мыслей есть бхакти. Это также и мукти.

Метод джняны называют вигарой, исследованием. Это не что иное, как "высочайшая преданность" [парабхакти]. Разница только в словах.

Вы думаете, что бхакти есть медитация на Высочайшее Бытие. До тех пор пока есть вибхакти (чувство отделённое™), ищется бхакти (соединение). Процесс будет