отдельно от А т м а н а? "Я" всегда является Брахманом. Его тождество не нужно обосновывать логикой и практикой. Будет достаточно, если человек осознает Себя, Я, которое всегда есть Брахман.
Согласно другой школе, нидидхъясана будет мыслью "Я — Брахман" [Ахам Брахмасми], когда мысль направляется к Брахману. Ни о чём ином мыслить нельзя. Познайте Себя, и этим завершится всё.
Чтобы познать Себя, долгий процесс не обязателен. Разве Я должно быть указано кем-то другим? Разве кто-нибудь не знает, что он существует? Даже в полной темноте, когда человек не может увидеть свою руку, он отвечает, если позовут, и говорит: "Я здесь".
П. Но это "Я" есть эго, или "я"-мысль, и не Абсолютное Я отвечает на зов или иным способом воспринимает себя.
М. Даже эго может сознавать себя в отсутствие света, зрения и т. д. Значительно большим это будет в чистом свете А т м а н а, Я.
Я говорю, что Истинная Природа само-очевидна (доказывая Себя и свидетельствуя о Себе). Никому не нужно обсуждать тат-твы, чтобы найти Себя. Одни считают, что есть 24 таттвы, другие, что их больше и т. д. Должны ли мы знать таттвы перед тем, как примем существование А т м а н а? Писания [шастры] пространно говорят о них, чтобы указать, что А т м а н не затрагивается ими. Но духовный искатель может прямо принять А т м а н и стараться быть Им, не обращаясь к изучению таттв.
П. Гандиджи так долго был привержен сатье (Истине) и завоевал осознание Себя (Само-реализацию).
М. Что такое сатъя, если не А т м а н, Я? Сатъя — то, что сделано из cam (Бытия). Опять-таки, cam есть не что иное, как А т м а н. Поэтому сатъя Гандиджи есть лишь А т м а н, Я.
Каждый знает Себя, но тем не менее невежествен при этом. Человек способен Осознать только после прослушивания махава-кьи. Следовательно, тексты Упанишад являются вечной Истиной, в обретении которой каждый, кто осознал Себя, обязан своему собственному переживанию. После прослушивания поучения, что Я (Сознание) есть Брахман [Ахам Брахмасми], человек находит истинный смысл А т м а н а и возвращается к Нему, когда бы от Него ни отвращался. В этом и заключается весь процесс Реализации.
17 марта
648. Шри Бхагаван сказал, что Таттварайя1 был первым, кто распространил философию адвайты на тамильском языке.
'В великом высказывании (махавакье) "Ты еси ТО" [Тат Твам Аси].
1 Святой, последователь Мадхвы, ученик Сварупананды. См. также [2, с. 156; 6, с. 282; 7, с. 154].
366Беседы с Шри Раманой Махарши
Беседы 1939 года
367 Он говорил, что Земля была его кроватью, руки — тарелками для принятия пищи,