третья часть1), т. е. джняна есть парокша [косвенное знание, слух], а виджняна — апарокша [прямое восприятие]. В этом случае А т м а н удовлетворён джняной и виджняной [джняна виджняна триптат-ма], и человек полностью довольствуется джняной и виджняной.
П. Какова связь между Брахманом и Ишварой?
М. В отношении к миру Брахмана именуют Ишварой.
П. Возможно ли беседовать с Ишварой (Богом), как это делал Шри Рамакришна?
М. Если мы может разговаривать друг с другом, то отчего бы нам так же не говорить и с Богом?
П. Но тогда почему же этого с нами не происходит?
М. Здесь требуются чистота и сила ума, практика медитации.
П. И если эти условия выполнены, то можно воочию видеть Бога?
М. Подобные проявления имеют такую же реальность, как и вы сами. Другими словами, если вы отождествляете себя с телом, как в бодрствовании [джаграт], то видите грубые объекты. Находясь в тонком теле или на ментальном плане, как в сновидении [свапна], вы видите объекты одинаково тонкие. В отсутствие отождествления, в глубоком сне [сушупти], вы ничего не видите. Таким образом, объекты видения имеют отношение к состоянию того, кто видит. То же самое применимо и к видениям Бога.
При длительной практике медитации на образе Бога этот образ приходит в сновидениях, а позднее может проявляться так же и в бодрствовании [джаграт].
П. Является ли это состоянием Бого-реализации?
М. Послушайте, что случилось однажды, много лет назад.
Жил-был святой по имени Намдэв. Он мог видеть, говорить и играть с (богом) Витхобой, как это мы делаем с кем-то другим. Большую часть времени он проводил в храме, играя с Витхобой.
1 "2. То, что является сердцем и разумом, сознание, разумение, распознавание, познание, мудрость, проницательность, стойкость, мышление, рассуждение, стремление, память, представление, намерение, жизнь, любовь, господство — всё это имена, данные познанию". Перевод с санскрита А. Я. Сыркина. См. [16, с. 43].
92Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1937 года
93 По какому-то случаю святые собрались вместе, среди них был и Джняндэв, с прочной репутацией и признанным высоким положением. Джняндэв попросил Гора Кумбхара (святого-гончара) использовать своё умение для проверки качества обожжённых горшков и выяснить, кто из собравшихся святых был правильно обожжённой глиной. Поэтому Гора Кумбхар взял свою палку и стал мягко бить каждого по голове, в шутку, как бы проверяя его святость. Когда он подошёл к Намдэву, последний с раздражением запротестовал; все засмеялись и заулюлюкали. Намдэв пришёл