Удовольствия бывают прийя, мода и пра-мода. Когда желаемый объект близок к достижению, тогда возникает прийя; когда он стал собственностью — мода; когда им наслаждаются, преобладает пра-мода. Причина того, что эти состояния доставляют удовольствие, заключается в том, что одна мысль исклюгает все другие, и затем
ответил (стихи 6—13 ). Стих 13 (... этот Атман не имеет ничего [различного между собой] ни внутри, ни снаружи, но весь состоит из познания. Возникнув из этих элементов, он исчезает в них. Нет после смерти сознания... ) Майтрейя не поняла: "Ты поверг меня в смущение, господин. Поистине, я не понимаю этого [Атмана]" и говорит об этом в стихе 14.
Шри Шанкара в стихе 561 Вивекагудамат как раз и говорит о смысле стиха IV, 5, 13: "Исчезают кажущиеся различия, умирает отдельное имя, индивидуальное сознание".
Сам Яджнявалкья, отвечая Майтрейе, говорит (в том же стихе 14): "Поистине, я не говорю смущающего, о Майтрейи. Поистине, этот Атман не гибнет, [Он] неразрушимой природы". Затем, в стихе 15, Яджнявалкья завершает своё наставление: "... Он , этот Атман, [определяется так:] "Не [это,], не [это]". Он непостижим, ибо не постигается, неразрушим, ибо не разрушается, неприкрепляем, ибо не прикрепляется, не связан, не колеблется, не терпит зла. Как сможет [человек], о Майтрейи, познать познающего? Ты получила наставление, Майтрейи. Поистине, таково бессмертие".
эта единственная мысль также погружается в Атман. Этими состояниями наслаждаются только в анандамайя коше. Как правило, виджнянамайя коша преобладает при бодрствовании. В глубоком сне все мысли исчезают, и состояние помрачения является одним из блаженств; здесь преобладающее тело — анандамайя. Все эти тела — покровы, а не сердцевина, которая является внутренней по отношению ко всем ним. Она лежит за пределами бодрствования, сновидения и глубокого сна. Она является Реальностью и состоит из истинного блаженства [ниджананда].
П. Разве хатха-йога не является необходимой для исследования А т м а н а?
М. Каждый человек находит наиболее подходящий для себя метод под влиянием скрытых склонностей ума [пурва самскары].
П. Могу ли я в моём возрасте практиковать хатха-йогу? М. Почему вы обо всём этом думаете? Так как вы считаете Атман внешним по отношению к себе, то жаждете и добиваетесь этого. Но разве вы не существуете всё время? Почему оставляете себя и идёте за чем-то внешним?
П. В Апарокша-анубхути* говорится, что хатха-йога необходима как помощь при Само-исследовании2.
М. Хатха-йогины настаивают на поддержании готовности