Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

Я остаётся счастливым в Своём совершенстве и есть Само-реализация. Её польза состоит в осознании Совершенства и, таким образом, Счастья.

П. Может ли быть полностью счастливым тот, кто, осознав Себя, не вносит вклад в счастье этого мира? Как может он быть счастливым, когда идёт война в Испании, война в Китае? Разве это не эгоизм — пребывать осознавшим Себя, не помогая при этом миру?

212

Беседы с Шри Раманой Махарши

Беседы 1938 года

213

М. А т м а н, как объяснили вам, пронизывает вселенную, а также и превосходит её. Мир не может оставаться отдельным от А т м а н а. Если осознание такого Я будет названо эгоизмом, то такой эгоизм должен покрывать также и этот мир. Здесь нет ничего недостойного.

П. Разве осознавший Себя не продолжает жить совсем как обычное невежественное существо?

М. Да, с той лишь разницей, что осознавший человек не воспринимает мир отдельным от Себя, он обладает истинным знанием и сокровенным счастьем совершенного существования, тогда как другой человек воспринимает мир отдельным, чувствует несовершенство и несчастен. Другие их физические действия подобны.

П. Подобно другим людям, осознавшее Себя существо знает также, что в мире ведутся войны.

М. Да.

П. Как же тогда он может быть счастлив? М. Разве экран в кинотеатре затрагивается сценой пылающего огня или бушующего моря? То же самое происходит и с А т м а н о м.

Мысль о том, что Я есть тело или ум настолько глубока, что нельзя покончить с ней, даже если имеется убеждение в обратном. Человек видит сон и знает, что тот будет нереальным при пробуждении. Переживания бодрствующего состояния нереальны в других состояниях. Поэтому каждое состояние противоречит другим. Все они, следовательно, — лишь изменения, имеющие место в том, кто видит, или феномены, появляющиеся в А т м а н е, который непрерывен и не затрагивается ими. Как состояния бодрствования, сновидений и глубокого сна (без сновидений) являются феноменами, так и рождение, рост и смерть — феномены в А т м а н е, который продолжает быть непрерывным и ничем не затронутым. Рождение и смерть суть только идеи. Они принадлежат телу или уму. А т м а н, Я, существует до рождения этого тела и останется после смерти этого тела. То же происходит и с рядом тел в последовательных воплощениях. А т м а н бессмертен. Феномены изменчивы и кажутся смертными. Страх смерти относится к телу. Он — не истина А т м а н а. Такой страх существует из-за неведения. Реализация означает истинное знание Совершенства и Бессмертия А т м а н а, Я. Смертность