Этот низший ум существует отдельно от высшего ума? Он независим от высшего?
П. Царство Божие принес на землю Иисус Христос. Я рассматриваю Его олицетворением этого Царства. Я хочу, чтобы каждый постиг то же самое. Он сказал: "Я голоден голодом других людей" и т. д. Взаимное участие в удовольствии и страдании есть Царство Божие. Если это Царство станет вселенским, то каждый человек будет чувствовать себя единым с остальными.
М. Вы говорите о различиях между низшим и высшим умами, удовольствиях и страданиях. Что происходит с этими различиями во время вашего глубокого сна?
П. Но я хочу быть полностью пробуждённым.
М. И это — ваше состояние полного пробуждения? Нет. Это только некое сновидение в вашем долгом сне. Все спят, видя во сне этот мир, и вещи, и действия.
П. Это всё отвечает Веданте, я ею не пользуюсь. Существующие различия — не плод воображения. Они несомненны. Тем не менее, что такое настоящее пробуждение? Может ли Махарши сказать нам, каким он его находит?
М. Настоящее пробуждение лежит за пределами трех состояний: бодрствования, сна со сновидениями и сна без сновидений.
П. Я по-настоящему пробужден и знаю, что не сплю.
М. Настоящее пробуждение лежит за пределами уровня различий.
П. Каким же тогда является состояние мира?
М. Разве мир приходит и говорит вам: "Я существую"?
П. Нет. Но люди в мире говорят мне, что мир нуждается в духовном, социальном и моральном обновлении.
М. Вы видите мир и людей в нём. Они — ваши мысли. Может ли мир существовать отдельно от вас?
198Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1938 года
199П. Я вхожу в него с любовью.
М. Но прежде чем входить таким образом, вы стоите поодаль?
П. Я отождествлен с ним и всё-таки остаюсь отдельным. Сейчас я пришел сюда спрашивать Махарши и слушать его. Почему он задает мне вопросы?
М. Махарши ответил. Его ответ означает: Настоящее пробуждение не предполагает различий.
П. Может ли такое осознание стать всеобщим?
М. Где в нём различия? В этом Осознании индивидуумов нет.
П. Вы достигли цели?
М. Цель не может быть чем-то отдельным от Я; она не может быть и чем-то достигаемым сызнова. Иначе такая цель не могла бы оставаться постоянной и вечной. То, что появляется по-новому, также исчезнет. Цель должна быть вечной и находиться внутри. Найдите её в себе.
П. Я хочу знать Ваше переживание.
М. Махарши не ищет просветления. Последний вопрос не принесёт пользы тому, кто спрашивает. Осознал я или нет, как это влияет на него?
П. Не так. Опыт каждого человека несёт в себе человеческую