исчисляется и отмечается согласно та
мильскому (солнечному) календарю.
2 Катха упанишада (II, 2). См. [16, с. 110].
поскольку воспринимающий и воспринимаемое — только Он. Солнце, луна и т. п. отсвечивают вдали. Как? Разве они приходят и говорят вам, что сияют вдали, или разве кто-то другой, кроме них, говорит вам об этом?
П. Конечно, это я говорю, что они сияют вдали.
М. Поэтому они сияют из-за вас. Кроме того, чтобы узнать, что они сияют вдали, необходимо сознание. То сознание есть ваше Я, или вы. Значит, тогда вы или ваше сознание есть то же, что Он и Его Свет, посредством которых сияет всё остальное.
П. Тот Свет похож на солнечный свет?
М. Нет. Солнечный свет — это джада [неодушевлённое]. Вы отдаёте себе отчёт в нём. Это делает объекты воспринимаемыми и убирает темноту, тогда как сознание есть тот Свет, который заставляет восприниматься не только свет, но также и темноту. Темнота не может существовать перед солнечным светом, но она может оставаться в Свете Сознания. Подобным образом, это сознание есть чистое Знание, в котором сияют и знание и неведение.
П. Если Бог — всё, то почему человек страдает за свои действия? Разве действия, за которые человек терпит, не внушены Им?
М. Тот, кто считает себя делателем, является также и страдальцем.
П. Но действия побуждаются Богом, а человек является лишь Его орудием.
М. Такая логика применяется, только когда некто страдает, но не тогда, когда он радуется. Если же такое убеждение бытует всегда, то не будет также и страдания.
П. Когда прекратится страдание?
М. Не раньше, чем утратится индивидуальность. Если и хорошие и плохие действия принадлежат Ему, то почему вам нужно думать, что наслаждение и страдание единственно ваши? Совершивший полезное или плохое наслаждается удовольствием или страдает от боли. Бросьте всё это и не накладывайте страдание на себя.
421. Кунжу Свами, постоянно живущий здесь преданный, рассказал о замегании, которое Шри Махарши сделал после ограбления Ашрама в 1924 году1.
'См. [3, с. 103-106].
128Беседы с Шри Раманой Махарши
Беседы 1937 года
129Некоторые угетки спрашивали, погему грабителям следует позволять досаждать даже садху и погему бы садху не защищать себя и своих подгинённых (угеников и погитателей) от грабителей.
Шри Бхагаван заметил: Существовали мудрецы [риши], подобные Вишвамитре1, которые могли бы сделать дубликат вселенной, если бы захотели. Они жили при жизни Раваны2, причинявшего страдания даже Сите и Раме в числе многих других. Разве не мог Вишвамитра уничтожить Равану