не познано, невозможно обрести всё проникающее Имя.
Когда человек знает себя, тогда он находит Имя повсюду. Ви-
деть Имя отличным от Поименованного — значит творить иллюзию. Намдэв говорит: "Спрашивайте Святых". 4. Никто не может достичь Имени практикой знания, медитации или аскетизма. Сначала отдай себя стопам Гуру и учись понять, что "Я" само есть то Имя. После нахождения источника того "Я" погрузи свою индивидуальность в то единство, что существует Само по Себе и лишено всякой двойственности. То, которое простирается за двайтой (двойственностью) и двай-татитой (превосходящим двойственность), то Имя пришло в три мира. Имя есть Сам Пара Брахман, где нет действия, проистекающего из двойственности.
Когда Шри Бхагаван прогитал это, какой-то музыкант вошёл в Холл и нагал петь киртаны Тьягараджа на языке телугу. В одном из них было сказано:
"Найди источник звука, который трансцендентален [мулад-хара шабда], ныряя глубоко, как ныряет искатель жемчуга". В другой песне говорилось:
«Для человека, который контролирует ум, какая нужда в тапасье? Отбрось мысль "Я-есть-тело" и осознай "меня нет; Ты семь всё"».
Эта песня была переведена г-ну Г. Даффу, который присутствовал тогда в Холле.
Г-н Г. Дафф спросил: Необходимо ли контролировать дыхание? Что случается с человеком, который дыхание не контролирует?
М. Контроль дыхания — только помощь при глубоком погружении внутрь себя. Можно прекрасно делать это и путём сдерживания ума. Когда ум контролируется, дыхание контролируется автоматически. Искателю достаточно сдерживать ум, и тогда не нужно и пытаться сдерживать дыхание. Контроль дыхания рекомендуется только тем, кто не в состоянии сдерживать свои мысли непосредственно.
Нахам — "Я" не это — соответствует выдоху [регака].
Кохам — Кто "Я"? (поиск "Я") — соответствует вдоху [пурака].
Сохам — Он -"Я" ; ("Я" только А т м а н) — соответствует
задержке дыхания [кумбхака]. Таковы функции пранаямы1.
1 Здесь речь идёт о пранаяме Пути Знания. См. также [5; 8, с. 85—86; 113-114].
160Беседы с Шри Раманой Махарши
Беседы 1938 года
161Снова три формулы: На - Ахам (Не - "Я"). Ка - Ахам (Кто - "Я"). Са - Ахам (Он - "Я").
Опустите приставки и удержите общее во всех формулах. Это — Ахам — "Я", которое есть суть всего вопроса.
Позже Шри Бхагаван сослался на песни (прозвугавшие кирта-ны) и сказал: Тьягараджа говорит хорошо. Ум следует контролировать. Возникает вопрос: "Что такое ум?" Он сам и отвечает в следующем куплете, говоря, что это мысль "Я есть тело". Следующий вопрос — как осуществляется