его знаем, — неодушевлённый предмет, который отражает свет. Что соответствует "зеркалу" в человеке? Свет Самосветящегося Я отражён в
Махататтве. Этот отражённый свет является умом-эфиром или чистым умом. Он освещает скрытые склонности [васаны] человека, и вследствие этого возникает чувство "я" и представление
"это".
Опять-таки, поверхностное чтение этих шлок заставляет поверить, что зависимость, освобождение и т. п. все относятся к Учителю, т. е. Шри Дакшинамурти. Это абсурд. Имеется в виду отдача Ему.
570. Один из посетителей спросил Шри Бхагавана: Считается, что практика медитации на безатрибутивном Брахмане [ниргуна упасана] является трудной и рискованной. (Он процитировал стих из Шри Бхагавад-Гиты, авьяктахи и т. д. [непроявленное и т. д.].1)
М. То, что проявлено, считается непроявленным, и таким образом создаётся сомнение. Может ли что-нибудь быть более непосредственным и сокровенным, чем А т м а н, Л? Может ли что-нибудь быть более очевидным?
П. Медитация на Брахмане с атрибутами [сагуна упасана] выглядит более лёгкой.
М. Делайте то, что легче для вас,
571. М. Множественность индивидуумов — спорный момент для большинства людей. Индивидуум [джива] — только свет, отражённый на эго. Человек отождествляет себя с эго, а потом доказывает, что подобных ему должно быть больше. Ему нелегко убедиться в абсурдности своей позиции. Разве человек, который видит во сне множество лиц, настаивает на их реальности и ищет их, когда просыпается?
Эти доводы не убедили собеседника (и Махарши продолжал).
М. Опять-таки, вот луна. Пусть кто-либо посмотрит на неё с какого-нибудь места и в какое-нибудь время; это та же самая луна. Каждый знает это. Теперь представьте, что есть несколько сосудов с водой, отражающих луну. Все отражения будут отличаться друг от друга и от луны самой. Если один из сосудов разобьется на куски, то отражение луны в нём исчезнет. Такое исчезновение не подействует на реальную луну или на другие отражения. Оно подобно человеку, достигшему Освобождения. Он один освобождён.
'См. Бхагавад-Гита (VII, 24).
280Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1938 года
281Фанатик множественности выставляет против недвойственности такой аргумент: "Если А т м а н один-единственный, то когда один человек освобождается, это означает, что все души становятся свободными. На практике это не так. Поэтому адвайта неправильна".
Слабостью такого довода является то, что отражённый свет А т м а н а ошибочно принимается за подлинный, оригинальный Свет Я. Эго, мир и люди