зрения аджняни. Мудрец остаётся только бездействующим. Он не воспринимает тело живущим отдельно от А т м а н а. Как тогда Освобождение [мукти] или зависимость [бандха] могут существовать для него? Он выше их обоих. Согласно ему нет ни дживанмукты, ни видеха-мукты.
П. Из всего этого создаётся впечатление, что самым лучшим является тот джняни, который сжёг все васаны, и что он будет оставаться бездеятельным, словно пень или камень.
М. Нет, не обязательно. Васаны не затрагивают его. Разве это не проявление некой васаны, когда человек остаётся подобным пню или камню? Целью является состояние сахаджа.
384. Разговор зашёл о васанах, склонностях ума. Шри Бхага-ван сказал, что хорошие склонности и плохие склонности [суваса-на и кувасана] дополняют друг друга — одно не может существовать без другого. Может случиться, что один класс преобладает. Хорошие склонности [сувасана] должны культивироваться, и в конечном счете они также должны быть разрушены джняной.
Упомянули об одном юном чуде. Шри Бхагаван заметил, что скрытые склонности предыдущих рождений [пурва джанма самс-кара] были сильны в нём.
П. Здесь самскара проявилась как способность цитировать хорошо известных святых? Это васана только в форме семени?
М. Да. Предрасположенность [самскара] — это приобретённое знание, хранимое в запасе. Оно проявляется при благоприятных обстоятельствах. Человек с сильной самскарой разбирается в предоставленном ему деле гораздо быстрее, чем другой, не имеющий самскары или чья самскара слаба.
П. Самскара имеет силу также применительно к изобретателям?
М. "Нет ничего нового под солнцем"1. То, что мы называем изобретениями или открытиями, является просто повторными находками, которые делают компетентные люди с сильной самскарой в обсуждаемых направлениях.
1 Екклесиаст (1:9).
П. И это справедливо в отношении Ньютона, Эйнштейна и т. д.?
М. Да, конечно. Но самскары, какими бы сильными они ни были, проявятся только в спокойном и тихом уме. Каждый знает по опыту о своих неудачных попытках рыться в памяти, тогда как нечто вспыхивает в уме, когда тот тих и спокоен. Тишина ума необходима даже для того, чтобы вспоминать забытые вещи. Так называемые гении — это те, кто упорно работал в своих прошлых рождениях, приобрёл знание и сохранил его в запасниках как самскары. Сейчас он, гений, сосредоточивает ум, пока тот не погружается в исследуемый предмет. В этой тишине те затопленные идеи вспыхивают. Это также требует благоприятных условий.
6 апреля
385. Г-н Венката Рао, джентльмен