Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

тоже необходим, и Он появится в телесной форме. Когда же ошибочное отождествление себя с телом исчезнет, то Учитель обнаружится как А т м а н, Я, и ничто иное.

В Кайвалья Наванитам есть такая строфа:

"Мой Господь! Ты остаёшься как моё Я внутри, защищая меня

во всех моих прошлых воплощениях. Сейчас, Твоей Милостью,

Ты проявил Себя как мой Учитель и открыл Себя как А т м а н".

1 Район Мадраса (сейчас — Ченная), где расположено Теософское общество.

64

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1937 года

65

Просто смотрите, что происходит в глубоком сне. Там нет ни эго, ни Индии, ни искателей, ни Учителя и т. д.; и всё-таки вы есть, а также и счастливы.

Эго, Индия, искатели и т. д. появляются сейчас, но они не находятся в стороне от вас и не независимы от вас.

По слугою дней отдыха, связанных с выборами, была большая группа посетителей, и некоторые из них тоже присоединились к дискуссии. Кто-то спросил о перевоплощении.

М. Перевоплощение возможно только, пока есть неведение. Воплощения нет сейчас, его не было ранее и его не будет в будущем. Такова истина.

П. Что такое эгоистическое "я"?

М. Эгоистическое "я" возникает и исчезает и является временным, тогда как истинное Я постоянно. Хотя в действительности вы являетесь подлинным Я, но неправильно отождествляете истинное Я с эгоистическим "я".

П. Как возникает эта ошибка?

М. Наблюдайте, если она появилась.

П. Человек должен очистить эго до истинного Я.

М. Эго вообще не существует.

П. Тогда почему оно беспокоит нас?

М. Для кого существует это беспокойство? Волнение — также плод воображения. Горе и удовольствие существуют только для эго.

П. Почему этот мир так погружён в неведение?

М. Позаботьтесь о себе, а мир пусть сам о себе заботится. Узнайте своё Я. Если вы тело, то существует также и грубый мир, а если вы — Дух, то всё есть только Дух.

П. Для одного это хорошо, но как быть с остальными людьми?

М. Сначала осознайте себя, а затем посмотрите, возникнет ли этот вопрос.

П. Существует ли авидья [неведение]?

М. Для кого она существует?

П. Для эго.

М. Да, только для эго и существует. Удалите эго, и авидъя уйдёт. Ищите эго, и оно исчезает1. Остаётся только А т м а н,

1В этом — практика вигары, вопрошания "Кто я?", как её предписывает Махарши. Вопрос задаётся об эго и только тогда, когда оно поднимает голову. Эго не выдерживает этого "нокаутирующего" вопроса и обращается в бегство. См. [5; 8, с. 141-142].

истинное Я. Эго, заявляющего об авидъе, увидеть невозможно. На самом деле авидьи нет. Все Писания [шастры] ставят целью опровергнуть