божеством Вишну. Свата — это состояние сновидений, в котором джива в аспекте Тайджаса и Господь в аспекте Хираньягарбха, пребывающие вместе в венчике Лотоса Сердца, действуют в шее и переживают посредством ума результаты впечатлений, собранных в бодрствующем состоянии. Все эти принципы, пять грубых элементов, воля и интеллект, всего их 17, вместе образуют тонкое тело сновидений, которое характеризуется гуной раджас, обозначается буквой У и руководится божеством по имени Брахма. Так говорит тот, кто знает.
Сушуптпи — это состояние глубокого сна, в котором джива в аспекте праджня и Господь в аспекте Ишвара, пребывающие вместе в тычинке Лотоса Сердца, переживают блаженство Высочайшего посредством тонкой авидъи (незнания). Как курица после дневного блуждания по двору зовёт цыплят к себе, закрывает их крыльями и идёт отдыхать на ночь, так и тонкое человеческое существо после завершения переживаний джагратп и свапна, длящихся некоторое время, вступает вместе с впечатлениями, собранными в этих состояниях, в причинное тело, которое составлено из незнания, характеризуется гуной пгамас, обозначается буквой М и руководится божеством Рудрой.
Глубокий сон есть не что иное, как переживание чистого бытия. Три состояния именуются различными именами, такие как три региона, три крепости, три божества и т. д. Бытие всегда пребывает в Сердце, как указано выше. Если в состоянии джаграт Сердце не оставлено, умственные активности успокоены и созерцается один Брахман, то это состояние называется турия. Опять-таки, когда индивидуум погружается в Высочайшее, то такое состояние именуется туриятита. Растительное царство всегда находится в сушупти; животные обладают как свапна, так и сушупти; боги (небожители) всегда в джаграт. Человек имеет все три состояния, но ясновидящий йогин пребывает только в турие, а высочайший йогин остаётся только в туриятите.
Для среднего человека три состояния чередуются непроизвольно. Последние два (турия и туриятита) являются, однако, результатами практики и служат условиями для освобождения. Каждое из остальных трёх состояний (джаграт, свапна и сушупти) исключает два других и ограничено условиями времени и пространства. Поэтому они нереальны.
Само наше переживание состояний джаграт и свапна доказывает, что Сознание как А т м а н лежит в основе всех пяти состо-
яний, оставаясь всегда совершенным и свидетелем их всех. Но по отношению к подобному сознанию в глубоком сне каждый человек, как известно, говорит: "Я не сознавал