Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

1) включая прарабдху; 2) исключая её. В первом случае ход доказательства таков. Умирает человек, имеющий трёх жён. Вопрос: "Можно ли двух из них назвать вдовами, а третью нет?" Все они являются вдовами. То же самое происходит с прарабдхой, агами и сангитой. Когда нет карты (делателя), ни одна из них далее сохраниться

не может.

Второе толкование даётся, однако, только для того, чтобы удовлетворить спрашивающего. Для этого говорится, что сгорает вся карма, оставляя только прарабдху. Говорится, что тело должно продолжать те действия, для которых оно было рождено. Это — прарабдха. Но с точки зрения джняни существует только А т м а н, который проявляется в такой множественности. Нет тела, нет кармы отдельно от А т м а н а, так что действия не затрагивают Его. П. Но разве для джняни нет идеи "Я-есть-тело" [дехатма буддхи]? Если, например, Шри Бхагавана укусит какое-то насекомое, то болезненного ощущения не будет?

М. Да, имеются и ощущение, и дехатма буддхи. Последнее является общим для джняни и аджняни с той разницей, что аджняни думает, будто он только тело [дехайва атма], тогда как джняни знает, что всё исходит из А т м а н а [Атмамайам сарвам], или всё это есть Брахма [сарвам кхалвидам Брахма]. Боль так боль: она тоже часть Атмана. Атман — это Совершенство [пурна]. Что касается действий джняни, то они только называются действиями, ибо они недействительны. Обычно действия являются проявлением самскар в личности. Это может длиться только, пока ум плодороден, как в случае аджняни. У джняни ум только предполагается; он уже превзошёл ум. Из-за кажущейся активности джняни внешние наблюдатели делают вывод, что у него есть ум, и этот ум не плодороден, как ум аджняни. Поэтому и говорят, что ум джняни есть Брахман. Брахман, конечно, есть не что иное, как ум джняни. Васаны не могут плодоносить в такой душе. Его ум не плодороден, свободен от васан и т. п.

Но поскольку прарабдху допустили в его случае, васаны также должны были предполагаться существующими. Если они существуют, то предназначены только для наслаждения [бхогахету]. Другими словами, действия приносят двоякие плоды: первый — для наслаждения их плодами и другой — оставляющий отпечаток на уме в форме самскар для последующего проявления в будущих

86

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1937 года

87 рождениях. Ум джняни, будучи бесплодным, не может питать семена кармы. Его васаны просто истощают себя в активностях, завершающихся только наслаждением [бхогахетука карма]. На самом деле его карма видима лишь с точки