помогли ему продвинуться вперёд.
' Брихадаранъяка упанишада (IV. 5, 6). См. также [6, с. 222].
М. Разве вы не отличаетесь от мыслей? Разве вы не существуете без них? Но могут ли мысли существовать без вас?
П. Можно ли сказать, что цивилизация в целом медленно, но верно движется в правильном направлении — к этой Само-реализации?
М. Цивилизация пребывает в определённом порядке вещей. В конце концов она растворится — как и всё остальное — в осознании А т м а н а.
П. Может быть, какой-нибудь высокопробный вид первобытного человека стоит ближе к Реализации, чем цивилизованный человек, руководимый интеллектом и мыслью?
М. Человек, осознавший себя, может выглядеть дикарём, но дикарь — не тот, кто осознал себя.
П. Правильно ли думать, что всё происходящее с нами суть Божественное предопределение, а потому является только благом?
М. Конечно, так оно и есть. Тем не менее все другие и Бог не стоят в стороне от Я. Как могут мысли о них возникать, когда вы остаётесь Собой?
П. Состоит ли "само-отдача", смиренно принимающая все физические неприятности, такие как муравьи, комары, змеи и т. п., также и в том, чтобы желать или прекращать действительный вред, наносимый ими?
М. Чтобы ни случилось, разве это находится в стороне от вас — той, кто видит или мыслит?
Одна дама из присутствующих в Холле, принадлежащая к общине парсов, вмешалась в разговор: Пусть они и не в стороне, но разве мы на самом деле не чувствуем муравьиное жало?
М. Кого жалит муравей? Он жалит тело. Вы — не это тело. Пока вы отождествляете себя с телом, вы видите муравьев, растения и т. д. Если вы остаётесь Собой, то нет других, отдельных от А т м а н а.
П. Это тело чувствует боль укуса.
М. Если тело чувствует его, то пусть оно и спрашивает. Пусть тело само заботится о себе. Какое это имеет значение для вас?
Американская дама спросила снова: Полная отдача себя означает, что надо принимать все шумы и беспокойства нашего окружения даже в течение медитации? Или нам следует искать какую-нибудь пещеру в горе, чтобы обрести уединение? Разве Бхагаван так не поступал?
42Беседы с Шри Раманой Махарши
Беседы 1937 года
43М. Не существует ухода или возвращения. Говорят, что А т м а н не затрагивается элементами, будучи бесконечным и вечным. ОН не может двигаться. Нет места, куда входит А т м а н.
П. Но в процессе обретения Себя не будет ли этот поиск внешней помощи духовно правильным?
М. Ошибка состоит в отождествлении А т м а н а, Себя, с телом. Если Бхагаван является телом, то вы можете задавать вопросы