М. Мауна [Молчание, тишина ума] есть наилучшая и наиболее сильно действующая дикша. Её практиковал ещё Шри Дакши-намурти. Посвящение прикосновением, взглядом и т. п. — всё это более низкого порядка. Посвящение Молчанием меняет сердца у всех. Нет ни Гуру, ни ученика. Аджняни путает тело с Атманом и поэтому принимает тело другого за Гуру. Но разве Гуру думает, что его тело — А т м а н? Он превзошёл тело. Для него нет различий. Поэтому аджняни не может различать точки зрения Гуру и ученика [сишья].
П. Есть ли тогда различия между одним и другим?
М. Есть различия с точки зрения этого феноменального мира, но не с позиции Реальности.
(Профессор был исполнен благодарности. Он надеялся лугше понять написанное Шри Бхагаваном после того, как увидел Его и побеседовал с Ним.)
В ходе разговора Шри Бхагаван сказал: Упасана и дхъяна возможны, пока присутствует ум, и они должны прекратиться с прекращением деятельности ума. Они являются просто подготовительными мероприятиями к окончательному искоренению мыслей и спокойствию ума.
П. Шайва-сиддханта принимает без доказательства в качестве вечных три основы. Противоречит ли это Веданте?
М. Этими тремя основами являются джива, Бог и зависимость. Такие триады распространены во всех религиях. Они истинны до тех пор, пока ум действует. Они — просто творения ума. Человек может постулировать Бога только после того, как ум возник. Бог не отличен от Атмана. Атман воплощается как Бог. То же относится и к Гуру.
Профессор Томас возвратился вегером и гто-то спросил о полезных действиях. Затем он пожелал узнать, погему Брахмана именуют Сат-чит-ананда, а не Богом.
М. Cam [Бытие] означает существование
за пределами (диады1) бытия [cam] и небытия [асат]; Чит [Сознание] выше гит и агит; Ананда [Блаженство] выше (диады)
блаженства и отсутствия блаженства.
И что тогда? Даже не будучи cam и асат, ОН (Брахман) должен приниматься только как cam. Сравните с термином джняна. Джняна — это состояние, находящееся по ту сторону (диады) знания и неведения. Тем не менее джняна — не неведение, а знание. То же и с термином Сат-гит-ананда.
П. Такой подход оказывает предпочтение только одному аспекту. (После замегания об атма-вичаре он ушёл, сказав, гто больше не будет беспокоить Шри Бхагавана, хотя у него есть несколько ещё неразъяснённых сомнений, и гто он хотел выполнять нидидхьяса-ну, о которой так много слышал.)
Судья из Майсура спросил: Говорят, что упасана и дхъяна вызываются активностями ума. О прекращении активностей так же говорится как