Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

этими

двумя изречениями?

М. Первое есть вигара — Кто я? [Кохам?] Оно представляет джняну.

Второе есть медитация [дхьяна] — Откуда я? [Кутохам?] Этот подход допускает индивидуальное "я" (дживатму), которое ищет Параматму, Высочайшее Я.

643. Пожилой образованный житель Андхра-Прадеш спросил:

Являются ли два метода — карма-йога [карма-марга, Путь дей-

1 См. Тайттирия упанишада, раздел Бхригу, глава 6.

2 Цитата из работы Шри Шанкарачарьи, в которой он определяет бхакти

как медитацию на собственной истинной природе человека.

ствия] и джняна-йога [джняна-марга. Путь Знания] — отдельными и независимыми друг от друга? Или Путь действия является только некой подготовкой, которая, после её успешной практики, должна быть заменена Путём Знания для достижения цели? Карма-йога отстаивает непривязанность к действию и тем не менее активную жизнь, тогда как джняна-йога подразумевает отречение. В чём истинный смысл отречения? Подчинение похоти, страсти, жадности и т. д. является общим для всех Путей и составляет их неотъемлемый предварительный шаг. Разве свобода от страстей не указывает на отречение? Или есть другое отречение, которое означает прекращение деятельной жизни? Эти вопросы беспокоят меня, и я прошу помочь мне разрешить их, развеять мои сомнения.

Бхагаван улыбнулся и ответил: Вы сказали всё. Ваш вопрос содержит также и ответ. Свобода от страстей — самое необходимое качество. Когда оно достигнуто, всё остальное достигнуто.

П. Шри Шанкара делает особое ударение на пути Знания [джняна-марга] и отречении как предварительной подготовке для него. Но в Тите определённо упоминаются два метода [двивидха], т. е. карма-йога, и джняна-йога (Локесмин двивидха ништха...1).

М. Шри Шанкарачарья написал комментарий к Гите и к этой шлоке тоже.

П. Гита, по-видимому, придаёт особое значение карма-йоге, так как Шри Кришна уговаривает Арджуну сражаться. Шри Кришна Сам дал пример деятельной жизни, исполненной великих подвигов.

М. Гита начинает с утверждения, что вы — не тело, а следовательно, и не карта [делатель].

П. И в чём смысл этого?

М. Вот в чём: человек должен действовать без мысли, что он делатель. Действия будут продолжаться даже при отсутствии эго. Каждый проявляется с определённой целью, достижение которой зависит от того, считает он себя действующим лицом или нет.

П. Что такое карма-йога"? Это непривязанность к карме (действию) или её плодам?

М. Карма-йога — та йога, в которой человек самонадеянно не приписывает себе функцию делателя. Все действия