набедренная повязка — одеянием, и поэтому он не имел желаний.
Также и в Махараджа Тураву ("Отречение царя") автор1 говорит: "Он сидел на голой земле. Земля была его сиденьем, ум — гамарой [веер, который постоянно в движении], небо — навесом, а отречение — супругой".
Затем Шри Бхагаван продолжил:
В ранние дни у меня не было одеяла, чтобы постелить на землю. Я обычно сидел на полу и лежал на земле. Это — свобода. Кушетка (в Холле) — это узы. Здесь тюрьма для меня. Мне не разрешают сидеть, где и как мне нравится. Разве это не узы? Каждый должен быть свободен поступать так, как ему нравится, и другие не должны служить ему.
"Не хотеть" — это величайшее блаженство, которое может быть осуществлено только на опыте. Даже император уступает человеку, у которого нет желаний. Император получил вассалов, исполняющих его желания. Другой человек, без желаний, не сознаёт ничего, кроме Себя, Я. Кто лучше?
18 марта
649. Г-н Томпсон, огенъ спокойный молодой джентльмен, который находится в Индии несколько лет и серьёзно изугает индийскую философию, спросил:
Шримад Бхагавад-Гита говорит: "Я опора для Брахмана". В другом месте она говорит: "Я в сердце каждого". Таким образом, открыты различные аспекты Наивысшего Принципа. Думается, что здесь есть три аспекта, а именно:
1) трансцендентальный; 2) имманентный и 3) космический. Включает ли Реализация один из них или все сразу? Переходя к трансцендентальному аспекту от космического, Веданта отбрасывает имена и формы как иллюзию (майю). Но мне нелегко понять это, потому что дерево означает ствол, ветви, листья и т. д. Я не могу отделаться от листьев, считая их майей. Опять-таки, Веданта также говорит, что всё суть Брахман, приводя пример золота и украшений из золота. Как мы должны понимать Истину?
М. Гита говорит: Брахмана хи пратиштахам1. Если то "ахам" [Я ] познано, то всё познано.
П. Это только имманентный аспект.
М. Сейчас вы думаете, что являетесь каким-то индивидуумом, что имеется вселенная и Бог пребывает вне космоса. Поэтому есть идея "отделённости". Она должна уйти, ибо Бог не отделён от вас или космоса. Гита также говорит:
Я есть А т м а н, о Владыка Сна [Гудакеша], В сердце каждого существа Я пребываю; Я - начало и середина, А также конец всех существ.
Бхагавад-Гита (X, 20)
Таким образом, Бог живёт не только в сердце каждого. Он — опора всех, Он — источник всех, всеобщее местопребывание и финал. Всё исходит из Него, пребывает в Нём и окончательно растворяется в Нём. Следовательно, Он не находится в стороне.
П. Как мы должны понимать