Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

П. Как мне исполнять свои обязанности, не привязываясь? У меня есть жена и дети, и я должен выполнять свой долг по отношению к ним. Привязанность необходима. Я прав?

М. Как вы выполняете свою работу в колледже?

П. (смеясь) Ради заработной платы.

М. Не из привязанности, а просто выполняя свой долг.

П. Но ученики ждут моей любви к ним.

М. "Непривязанность внутри и видимость привязанности вовне", — говорит Йога-Васиштха.

1 Мандукъя-карики. См. 438.

222

Беседы с Шри Раманой Махарши

Беседы 1938 года

223

9 июня

496. Свами из Миссии Шри Рамакришны имел огенъ интересную беседу со Шри Бхагаваном, в ходе которой Шри Бхагаван заметил: Неведение [авидья] служит препятствием для познания вашей истинной природы даже в данный момент.

П. Как покончить с авидьей?

М. Йя на видъяте со. авидья (Что не существует, есть авидья). Поэтому она сама по себе — миф. Если бы она в действительности существовала, то как могла бы погибнуть? Её бытие ложно, и поэтому она исчезает.

П. Хотя я понимаю это интеллектуально, но не могу осознать Себя.

М. Почему эта мысль должна беспокоить ваше нынешнее состояние осознания?

П. А т м а н — Един, но я всё-таки не могу освободиться от теперешнего беспокойства.

М. Кто говорит это? Говорит ли Я, которое только и существует? Вопрос противоречит сам себе.

П. Милость необходима для Реализации.

М. Так как вы, будучи человеком, сейчас понимаете, что есть некая Высшая сила, направляющая вас, то это происходит благодаря Милости. Милость внутри Вас. Ишваро гураратмети (Ишва-ра, Гуру и А т м а н — синонимы).

П. Я молю о той Милости.

М. Да, да.

10 июня

497. В ходе другой беседы Шри Бхагаван сказал:

Саттва — свет,

Раджас — субъект,

Томас — объект.

Даже свет саттвы — только отражённый свет. Если бы он был чистым, первоначальным Светом, то в нём не было бы никаких видоизменений. Эфир ума [манокаша] отражается как след эфира [бхутакаша], и объекты видятся существующими отдельно от субъекта.

Самадхи присутствует даже в практической жизни [вьявахара-даса]. Наша деятельность [вьявахара] не обладает существованием

отдельно от самадхи. Экран находится здесь, когда картины движутся по нему, а также и тогда, когда они не проецируются. Подобно этому, А т м а н, Я, всегда тут, в деятельности [вьявахара] или в Покое [шанти].

498. М. Люди часто говорят, что Освобождённый человек [мук-

та пуруша] должен выйти в мир и проповедовать своё послание

людям. Они спорят, как может кто-нибудь быть муктой, когда

рядом с ним страдание? Верно. Но кто такой мукта? Разве он

видит