вести к окончательной цели, как сказано в Шримад Бхагавад-Гите:
Арто джшнасух артхартхи джняни чxa Бхаратаршабха Тешам джняни нитья-юкта ека-бхактир вишишъяте
Бхагавад-Гита (VII, 16-17)1.
4016. Есть четыре рода праведных, чтущих Меня, Арджуна:
Страдающие, стремящиеся к знанью, стремящиеся к обладанью
и мудрые, мощный Бхарата; 17. Лугше всех - мудрый, неизменно-преданный, Единое гтущш.
Я мудрому дорог превыше всего, и он Мне дорог. (Литературный перевод Б. Л. Смирнова. См. [13, с. 108].) Курсивный шрифт выбран для строк, цитируемых Шри Бхагаваном.
Любой вид медитации хорош. Но если чувство отделённости утрачено, а объект медитации или субъект, который медитирует, только и присутствует, ничего более не оставив для познания, то это — джняна. Джняну называют экабхакти [однонаправленная преданность]. Мудрец [джняни] — это завершенность, ибо он стал Собой, Атманом и больше уже нечего делать. Он также совершенен, а потому и бесстрашен, двитиият вам бхайям бхава-ти41 — поистине, лишь от второго приходит боязнь. Это — Освобождение [мукти]. Это также и Преданность [бхакти].
23 марта
651. А. У. Чадвик переписывает английский перевод с тамильского "Кайвалья Наваниты". Когда он встретил некоторые тсхнигеские термины и погувствовал определённую трудность в их понимании, он спросил Шри Бхагавана о них. Шри Бхагаван сказал: Эти части текста касаются теорий творения. Они не существенны, ибо шрути не предназначены для изложения таких теорий. Они мимоходом упоминают эти теории, так что ищущий может порадоваться, если склонен к ним. Истина заключается в том, что мир появляется, как проходящая тень в потоке света. Свет необходим, чтобы видеть также и эту тень. Тень не заслуживает никакого специального замечания, анализа или дискуссии. Книга имеет дело с Атманом, и это её цель. Дискуссии о творении можно пока опустить.
Позднее Шри Бхагаван продолжил: Веданта говорит, что вселенная появляется в поле зрения одновременно с наблюдателем и что детализированного процесса творения нет. Такая точка зрения называется югапат-сришти [мгновенное творение]. Последнее вполне подобно творениям в сновидении, где переживающий возникает одновременно с объектами переживания. Некоторых людей этот подход не удовлетворяет из-за глубоко укоренившегося в них объективного знания. Они хотят разобраться, как могло произойти внезапное творение. Они доказывают, что причина должна предшествовать действию. Короче говоря, эти люди хотят, чтобы им разъяснили существование видимого