людей не могут после смерти самостоятельно передвигаться с такой свободой, и некоторые тантристы проводят специальные ритуалы на кладбищах и в склепах для того, чтобы захватить человеческие души и заставить их выполнять определенную работу. Это — один из видов сиддхи. Род работы зависит от силы захваченной индивидуальности. Данный метод позволяет достичь быстрых результатов, но он опасен, так как малейшая ошибка в проведении ритуала может привести к безумию, смерти или чему-нибудь еще худшему.
Другие эфирные сущности, которые никогда не облекаются в человеческую форму, также могут оказаться схваченными с помощью тантры, и тогда будет использована вся их огромная сила. Самыми могущественными являются божества, представляющие собой персонификацию различных космических сил. Высшей формой сиддхи является достижение контроля над Адьей, персонификацией всего Космоса в целом.
Необходимыми элементами для проявления любых видов сиддхи являются мантра, янтра и тантра. В путешествии к достижению сиддхи мантра является той энергией, которая движет вашей повозкой (янтрой) согласно путевой карте (тантре). Если провести аналогию с промышленностью, то конечный продукт (сиддхи) появляется тогда, когда сырье (мантра) вводится в фрезерный станок (янтру) и обрабатывается согласно определенному замыслу (тантре).
Мантра — это определенный набор звуков. При их произнесении янтра наполняется энергией их вибраций. Звук является одной из разновидностей энергии, которой можно манипулировать посредством тантры. Существуют три основных типа мантр:
а) Описательные — обычно произносимые на санскрите, эти мантры описывают либо происходящий процесс, либо цель, которой желают достичь, либо и то и другое.
б) Бессмысленные — набор звуков, не имеющих известного значения в каком-либо из человеческих языков.
в) Биджи — индивидуальные назализированные слоги.
«Биджа» означает семя, и эти «семя-звуки» дают плоды в соответствии с биджавркша ньяей, или законом «семени и дерева». Частое повторение этих бидж приводит в конечном результате к образованию некой стоячей волны, наполняющей энергией либо внешнюю янтру, либо какую-то область мозга подвижника, что приводит к созданию определенного эффекта, связанного с используемой индивидуальностью. Существуют четыре типа Вани или речи для произнесения мантры:
а) Вайкхари — произнесение вслух;
б) Мадхьяма — назализированное произнесение;
в) Пашьянти — повторение в уме;
г) Пара — телепатическая речь, при которой передается только намерение, но не звук.
Чем тоньше способ произнесения, тем более глубокое воздействие оказывается как на индивидуума, так и на окружающую среду. Подобно тому как лазер создает четкий луч света, человеческий мозг способен производить четкий луч энергии, когда выбирается одна частота (биджа), которая затем определенным образом усиливается с помощью янтры и тантры.
Янтра — это тот тигель, в котором происходит приготовление травы, минерала, животного или человеческого существа с помощью энергии мантры. Янтра накапливает в себе энергию, пока ее не накопится столько, что, как в лазере, она начинает самостоятельно излучаться. Это излучение принимает форму того божества, которое связано с повторяемой биджей. Когда применяются другие мантры (но не биджи), энергия будет продолжать накапливаться до тех пор, пока не будет использована или излита иным образом. Здесь янтра действует подобно электрическому конденсатору. Янтры часто представляют собой диаграммы, начерченные на березовой коре, кристаллах или медных пластинах. Они могут изображаться и с помощью порошка или песка. В качестве янтр могут использоваться различные образы, но утверждают, что лучшая янтра — это человеческое тело.
Существуют три разновидности тантры: внешняя, внутренняя и смешанная; такое деление связано с уровнем способностей подвижника. Пашу, или человек животного типа, по своей природе очень сильно привязан к наслаждениям, получаемым от внешних объектов чувств, и поэтому для обретения контроля над этими побуждениями, направленным вовне, он должен выполнять внешние формы поклонения. Дивья, или божественный тип, отличается интроверт-ностью, и ему нет необходимость заботиться о внешней ритуальности. Таким подвижникам требуется антарьяга — жертвенные ритуалы на внутреннем плане.
Вира, или героический тип, может со знанием дела проводить как внешние, так и внутренние ритуалы поклонения, уделяя пристальное внимание всем деталям сразу. Вся повседневная жизнь является для Виры жертвенным ритуалом, при этом каждое действие становится актом поклонения,