по едва различимым признакам, а также возможность прикосновения к объекту или различения его по запаху.
Ранние эксперименты Раина по отгадыванию карт Зенера, как оказалось, давали возможность увидеть изображенный на лицевой стороне символ, используя различный угол зрения. Более того, нанесенные символы были отпечатаны с такой силой, что легко прощупывались на обратной стороне карты. Трудно поверить, что на основании этих экспериментов Раин не только пришел к выводу о наличии экстрасенсорного восприятия у испытуемых, но еще и обвинил научную общественность в узости мышления.
Исследователь также должен всегда помнить о возможности отражения и принимать во внимание только стол как его источник. Небольшие изменения в отражении света и тени могут нести в себе информацию, особенно при малом числе карт.
Прикосновение при гиперчувствительности имеет огромное значение. Существуют люди, которые, прикоснувшись к карте из колоды обычных игральных карт, способны точно назвать ее. Тактильная чувствительность слепых хорошо известна многим людям. Профессор Фонтан описывает слепых женщин, которые были способны различать цвета шерсти, ощущая пальцами различное влияние красителей на нитке. Профессор Вилли сообщает о пациенте с истерической эпилепсией, который на ощупь и в полной темноте также мог безошибочно определить цвет шерстяной нитки.
Несмотря на наличие экстраординарной тактильной чувствительности у отдельных лиц, вряд ли следует серьезно относиться и книге Юлиуса Романса, где он рассказывает о пароптическом восприятии или так называемом кожном зрении. Романс утверждает, что подобное зрение позволяет видеть цвета и буквы на расстоянии. Более того, согласно его заявлениям, пароптическое восприятие цвета возможно даже при самом слабом освещении. Ранее о подобном феномене писал также Шоврин, который наблюдал его у истерика. Безусловно, что эти фантастические результаты экспериментов Романса и Шоврина объясняются сенсорными сигналами, которые не удавалось устранить исследователям. Таким образом, книга Зрение без глаз - прекрасная иллюстрация полной неосведомленности о существовании такой психологической тонкости, как непроизвольные и неосознанные сенсорные сигналы.
Идеомоторные движения можно условно охарактеризовать как слабые непроизвольные сокращения мышц, обусловленные наличием какой-то превалирующей мысли. Впервые этот термин был предложен Карпентером в 1874 году. Позднее на основании этого понятия Вильям Джеймс разработал теорию о способности к волевому движению.
Идеомоторное движение может быть следствием либо осознанных мыслей, либо оно может быть обусловлено мыслями которые индивидуум в тот конкретный момент еще не осознает и которые имеют связь с подсознанием. Следует отличать идеомоторное движение от психологического автоматизма. Для последнего характерно то, что мысль, которая вызывает движение, обычно выпадает из общего потока сознания индивидуума. Это необязательное условие для идеомоторного действия, являющегося естественным и постоянным аккомпанементом всей вашей умственной деятельности, особенно при повышении эмоционального фона.
Наиболее известными учеными, работавшими над изучением идеомоторных движений, были русский и американский психологи Тарчанов и Джастрав. Исследование движений данного типа требует наличия чувствительной аппаратуры. Прибор Джастрава был достаточно прост: в деревянную квадратную раму помещали стекло, на котором покоились три стальных хорошо отполированных шарика. Сверху на них клали
еще одну стеклянную пластину, к которой подсоединяли записывающее устройство. Это обеспечивало запись любого движения пластины.
Процедура заключалась в следующем: индивидуум клал кончики пальцев на пластину, поддерживаемую тремя шариками. Совершенно ясно, что пластинка могла оставаться неподвижной лишь в течение нескольких секунд, особенно если индивидуум не видел свою руку, скрытую от него экраном. Затем он получал задание не думать о своей руке и в то же время не давать ей двигаться. До тех пор, пока внимание индивидуума не фиксировалось на чем-то конкретном, регистрировались хаотичные и беспорядочные движения руки. Фиксация внимания на каком-то находящемся в комнате объекте приводила к появлению на записи ломаной линии, направленной в его сторону.
Если индивидуума просили считать про себя удары метронома или просто следить за его движениями, то рука начинала двигаться взад и вперед, отражая в целом колебания маятника. Эксперименты Тарчанова показали, что концентрация внимания на объекте приводила к появлению изображений,