чтение: В - выстукивание ритма; П - понимание; 3 - запоминание.
Ваша задача - добиваться того, чтобы скорость чтения с выстукиванием ритма равнялась скорости обычного чтения. Положительным итогом освоения упражнения с выстукиванием ритма считается развитие ярких наглядно-образных представлений в процессе чтения.
6. Развить периферическое зрение. Для этого используется 8 таблиц Шульте. Каждая таблица представляет собой разграфленный на 25 ячеек квадрат размером 20х20 см с числами от 1 до 25, вписанными в ячейки в произвольном порядке:
15 6 16 9 1 8 20 24 18 22 10 21 17 11 23 5 7 4 13 19
Остальные 7 таблиц расчерчиваются так же с той лишь разницей, что меняется расположение цифр в ячейках.
Задание - найти взглядом в таблице каждую цифру от 1 до 25 в предельно короткое время.
Правила работы с таблицами таковы. Для тренировки необходимо использовать все 8 таблиц. Перед началом работы с таблицей взгляд нужно фиксировать в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком. При поиске цифр, следующих друг за другом, разрешается фиксация глаз только в центре таблицы; горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз должно быть таким же, как и при чтении обычного текста, т.е. примерно 25-30 см.
Находить цифры нужно беззвучным счетом (т.е. про себя) в возрастающем порядке от 1 до 25 (или в другом определенном порядке). Найденные цифры указываются только взглядом (для этого таблицу держат обеими руками в слегка наклонном положении). В результате тренировки на считывание одной таблицы должно затрачиваться 25 с и менее.
7. Научиться читать при движении глаз по вертикали: фиксировать взгляд на ключевых словах и смысловых рядах.
Весьма эффективным в освоении скорочтения является упражнение Метод штурма.
В основе упражнения - создание стрессовой ситуации, когда на чтение одной книжной страницы отводится всего 15 с. За это время вы должны действительно прочитать, а не просмотреть (не пробежать глазами) текст.
Правила выполнения упражнения таковы. Подготовьте 10-12 книг размером 140х200 мм, объемом 50-100 страниц каждая. В первых двухтрех книгах Г1редварительно сделайте разметку: простым карандашом
проведите едва заметные линии сверху вниз по центру каждой страницы. Время, затрачиваемое на прочтение каждой страницы (15 с), фиксируйте по секундомеру. Можно обойтись и без секундомера: прочтите 100 страниц за 25 мин. Главное при таком чтении - строго вертикальное движение глаз по центру страницы с полными охватом всего поля текста. Фиксация глаз (их остановка) и частично горизонтальные движения - допустимы, но только в местах с наибольшей информационной плотностью. Полностью понимать и усваивать прочитанное при таком чтении от вас пока не требуется. Каждую из подобранных книг читайте от начала до конца без перерыва. По окончании чтения в письменном виде укажите, каковы наиболее интересные события, факты, явления вам запомнились.
Методом штурма рекомендуется прочитывать ежедневно по одной книге объемом 50-100 страниц.
В освоении техники быстрого чтения вам поможет примерный план, представленный в таблице:
Наименование этапа Продолжительность Ожидаемая скорость чтения, знаков в 1 мин. Ознакомление и изучение правилбыстрого чтения, освоение аутогенной тренировки 20 дней по 1 ч 630 Чтение без регрессии 10 дней по 40 мин 800 Интегральный алгоритм чтения 14 дней по 40 мин 1200 Дифференциальный алгоритм 15 дней по 40 мин 2000 Избавление от артикуляции 14 дней по 40 мин 1500 Движение глаз при чтении 14 дней по 40 мин 2000 Усиление внимания при чтении и последующие тренировки 100 дней по 40 мин До 3500 В ходе занятий целесообразно применять формулы самовнушения в состоянии аутогенного погружения.
В таблице приведены формулы самовнушения, рекомендуемые при освоении техники быстрого чтения:
Наименование этапа Формулы самовнушения Чтение без регрессий Мне легко читать быстро. Я справляюсь. Я читаю без регрессий. Интегральный алгоритм Мне легко читать быстро. Я справляюсь.Постоянно помню 7 блоков интегральногоалгоритма чтения. Вижу свой зрительный образ алгоритма (повторить содержаниевсех 7 блоков алгоритма)
Дифференциальный алгоритм чтения Я читаю быстро. Сразу нахожу в тексте его доминанту. Излагаю ее своимисловами Избавление от артикуляции Я читаю быстро. У меня нет артикуляции. Я запомнил ритм для ее подавления.Я буду помнить его всегда простучать Движение глаз при чтении Я читаю все быстрее и быстрее. Поле моего зрения постоянно расширяется. Я вижу всю страницу, весь текст сразу.Я читаю быстро. Глаза легко и свободно скользят по тексту