знании все, безусловно, является находящимся сейчас. Сложная
информация может быть получена моментально, без всякой
подготовки.
Дон Хуан считал, что древние люди соприкасались с
безмолвным знанием, но что древний человек на самом деле не
обладал безмолвным знанием. Он говорил, что это соприкосновение
было бесконечно более сильным чем то, что испытывает человек в
наши дни, когда объем знания и обучение определяется путем
механического запоминания. Он считал также, что хотя мы и
потеряли этот контакт, тем не менее, дорога к безмолвному
знанию всегда будет открыта для человека. Дон Хуан учил, что
внутренняя тишина должна быть достигнута благодаря постоянному
воздействию дисциплины. Он говорил, что ее необходимо
накапливать или что ее нужно запасать часть за частью, секунду
за секундой. Иначе говоря, нужно принуждать себя к тишине,
даже, если и на несколько секунд. Дон Хуан говорил, что если
человек настойчив, то его настойчивость побеждает привычку, и
поэтому он достигает преддверия тишины, накопив ее секунды или
минуты. Это преддверие, этот порог разный для всех людей.
Например, если для какого-то человека этот порог составляет
десять минут, то после того, как он достигает этой отметки,
внутренняя тишина устанавливается самопроизвольно, так сказать
сама собой.
Нет возможного способа узнать, каким может быть наш
индивидуальный порог. Единственный способ найти его - пытаться
достичь его. Так, например, случилось со мной. Следуя
предложению дона Хуана я старался заставить себя войти в
состояние тишины, и однажды, когда я шел по университету из
факультета антропологии в кафе, я достиг своего таинственного
порога. Я знал, что достиг его, потому что в одно мгновение
испытал то, что многократно описывал дон Хуан - остановку мира.
В одно мгновение мир перестал быть для меня тем, чем он был и в
первый раз в своей жизни я осознал, что я вижу энергию так, как
она течет во вселенной. Я сел на кирпичные ступени. Я знал, что
я сижу на кирпичных ступенях, но я знал это только
интеллектуально, посредством памяти. На самом деле я присел
отдохнуть на энергию. Я сам был энергией и все вокруг меня тоже
являлось энергией.
Затем я осознал то, что меня напугало, то, что никто кроме
дона Хуана не мог мне объяснить; я осознал то, что хотя я и
видел первый раз в своей жизни, я видел энергию, так как она
течет во вселенной всю свою жизнь, но я не сознавал этого.
Видеть энергию, так как она течет во вселенной не было для меня
чем-то новым. Новым был вопрос, который появился во мне с таким
неистовством, и это вернуло меня обратно в мир повседневной
жизни. - Что же удерживало меня от осознания того, что я вижу
энергию, так как она течет во вселенной? - спросил я себя.
Дон Хуан объяснил мне это сводящее с ума противоречие
проведя различие между осознанием вообще и способностью
сознательно воспринимать некоторые особые свойства осознания.
Он говорил, что наше человеческое состояние предполагает
наличие этого общего осознания, но что только небольшая часть
этого общего осознания находится на уровне сознательного
восприятия. Он сказал, что моя внутренняя тишина установила
мост между тем, что я осознавал, что я всегда видел энергию
так, как она течет во вселенной и моим состоянием сознательного
восприятия этого.
ЧЕТВЕРТАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ ТЕПЛА: РАЗДЕЛЕНИЕ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ТЕЛ
Одной из главных концепций шаманов, живших в древней
Мексике являлась следующая: человек состоит из двух
функционирующих тел, левого и правого. Этот факт имел значение
в тех случаях, когда они действовали как маги. Дон Хуан Матус
говорил, что такая классификационная схема не имела ничего
общего с интеллектуальными спекуляциями со стороны этих магов
или с логическими умозаключениями о возможном распределении
массы в теле.