– добавляется к прошлой картине, как бы накладывается на прошлое.
Старое продолжает существовать, из него появляется новая форма. Поэтому одновременно существуют все прошедшие стадии кли – 1, 2, 3, 4, Олам Эйн Соф, Олам Цимцум. И все они являются продолжением один другого. Все прежние формы кли остаются, а теперь, после Ц'А, существует еще и пустое кли – малхут. И оно решает принимать свет, наслаждаться лишь ради Творца, так как лишь принимая от Него свет, может дать Творцу наслаждение.
То есть действие не изменилось – кли по-прежнему будет принимать свет (ведь только в решении – принимать или нет – состоит его свобода выбора), но теперь, после Ц'А, изменилась цель получения наслаждения – не ради себя (хотя в этом исконное желание кли), а лишь ради Творца.
Таким образом, не меняя действия, а лишь изменив цель получения наслаждения, его мотивацию (кавана), кли из получающего превратилось в дающего.
Итак, главное теперь после Ц'А – мысль, с которой кли получает наслаждение. Эта мысль (кавана) и определяет действие кли – получает оно или дает. А сила этой мысли определяет количество света (наслаждения), которое кли может получить не ради себя, а ради Творца. Но поскольку цель получать лишь ради Творца – противоестественна для кли, то оно может позволить себе получить ровно столько света, не рискуя начать самонаслаждаться, насколько сильна в ней эта мысль, это намерение. То есть кли должно постоянно контролировать свои желания и точно рассчитывать получаемую внутрь порцию света.
Объясняя языком Каббалы (в четком описании чувств и духовных движений), у кли появляется свойство задержать, не впускать или допускать в себя – принимать лишь определенную порцию света. Это свойство называется масах (экран). До Ц'А взаимодействие света с кли можно изобразить графически следующим образом (см. чертеж на следующей странице).
Поясним чертеж: свет (наслаждение) исходит из Творца (прямой свет – ор яшар, О'Я), проходя через все стадии кли – от кэтэр до малхут, – доходит до самого кли-малхут и наталкивается на экран (масах) перед ним (т.е. на решение творения на стадии малхут не впускать свет ради себя, для самонаслаждения).
Экран, отталкивая все наслаждения, имеющиеся в свете, создает отраженный свет (ор хозэр, О'Х). Этим действием кли соблюдает первое условие, условие Ц'А – не получать для себя. Затем с помощью экрана кли рассчитывает, какое количество света оно может принять, т.е. при каком максимальном количестве света может удержаться от самонаслаждения. И только это количество света кли разрешает получить.
Чем большее количество света может получить в таких условиях малхут и чем большее наслаждение тем самым дает оно Творцу получением света, тем ближе оно к Творцу.
Если ранее свет бесконечно наполнял кли, то вследствие Ц'А он удаляется из кли. Свет исходит от Творца постоянно и постоянно стремится войти внутрь кли. Однако действие кли теперь находится под самоконтролем: кли оценивает величину поступающего наслаждения и свою способность противостоять получению его ради себя.
А теперь вернемся к изучению работы экрана на классическом примере Каббалы.
Обычный человек по природе своей склонен к чувству сострадания, при этом необходимость получения помощи от другого вызывает у него неприятные ощущения.
Простой пример. Попав в гостеприимный дом, человек, как правило, вежливо отклонит приглашение откушать, потому что ему неприятно ощущать себя получателем. Но если он услышит настойчивые приглашения, причем неоднократные, т.е. если ему станет ясно, что он доставит удовольствие хозяину и окажет ему услугу тем, что примет приглашение, то он согласится и сядет обедать, потому что уже не будет чувствовать себя получателем, а хозяев дома – дающими.
Наоборот, он уже ощущает, что как бы делает одолжение, доброе дело, соглашаясь пообедать. То есть он дает тем, что получает. Голод, желание кли наполниться осталось тем же. Но отклонив несколько раз предложение пообедать, обратив этим получение пищи в оказание услуги тому, кто ее дает, он чувствует, что доставляет радость хозяину, и чем больше он съест, получит – тем большее удовольствие доставит хозяину. И все это благодаря отказу от пищи – отталкиванию, созданию отраженного света (ор хозэр).
То есть отказ становится условием к получению последующего – уже без чувства стыда – наслаждения.
А теперь сопоставим этот пример с нашими объектами – ор и кли (см. чертеж).
Явление Ц'А может показаться на первый взгляд парадоксальным – ведь согласно цели творения, отказываясь от получения света, кли препятствует осуществлению