Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 1)

лишь для того, чтобы исправить «час». Человек должен исправить каждый час своей жизни. (Биурэй Агра.)

32. Ни в коем случае не следует думать, что от наших хороших поступков есть услада Творцу, а от наших плохих поступков – огорчение. Просто поскольку Его единственное желание дать нам, то, давая Ему возможность дать нам наслаждение, мы как бы услаждаем Его. Ясно, что это лишь ласкающие ухо слова. Творец выше наших желаний. Выполняя Его волю, мы создаем в себе сосуд, способный получать наслаждение, не выполняя – вредим лишь сами себе. И это Его воля была – создание управления в зависимости от наших действий.

Страх перед Творцом, благодарность, просьбы к Нему – суть сотворения в нас кли для получения наслаждения. Он же выше всех реакций на наши действия. Требуемое от нас условие выполнения заповедей «ради Него» (ли шма) – не что иное, как создание ор хозэр – условие для получения наслаждения, света хохма.

Рассказывают, что Провидец из Люблина в исход Йом Кипур отвечал каждому на вопрос ответом, получаемым им прямо с неба. И когда один из его хасидов сказал, что его просьба – делать все лишь ради Творца, то получил ответ: «Без одолжений!» И поэтому следует помнить – путь Торы, Каббалы, альтруизм – лишь для нашего блага.

33. Тфила – молитва, просьба о том, чего действительно недостает кли, человеку. Но если мы не знаем, что нам действительно надо, а в том, что просим, на самом деле у нас совершенно нет необходимости? Как, например, мне нужен хлеб, а я по ошибке беру в магазине молоко. Если продавец ясновидящий, т.е. понимающий, что мне действительно необходимо, – то, конечно, даст то, что мне надо, а не то, что я по ошибке прошу.

Поэтому главное – просить, а что дать каждому из нас – решает Творец. И в этом наше счастье, иначе бы мы навредили и себе, и другим. И на каждую просьбу, обращенную к Творцу, есть ответ.

34. В человеке есть три вида желаний:

1) собственное – желания тела: есть, пить и т.п., выполнять которые необходимо для поддержания нормального существования тела;

2) посторонние – желания, навязываемые извне, возбуждаемые стыдом и требованием почета, статуса, уважения от подобных себе.

В этих двух желаниях награждение и наказание явны, и потому постоянно есть стремление выполнить желаемое;

3) свыше – желание Творца, чтобы человек предпочел духовное материальному. Вознаграждение и наказание не явны, как в первых двух, – и потому нет сил и особого стремления выполнить это желание. Чтобы все же заставить человека неосознанно выполнять то, что Ему требуется, помещает Творец в определенные объекты нашего мира наслаждения или страдания и, таким образом, управляет человеком через первые два желания на подсознательном уровне.

35. Возродить жизнь можно, лишь убив ангела смерти. И это имеет в виду Тора, говоря о четырех видах лишения жизни:

1) четвертование – разделение на части, т.е. отделение клипот (Малхут Ц'А) от кдуша путем подъема малхут в бину;

2) сожжение – получение в малхут свойств бины;

3) умерщвление мечом – с помощью зивуга на среднюю линию (кав эмцаи);

4) удушение – вследствие отсутствия дыхания от кдуша путем создания зивуга ЗО'Н Ацилут.

Лишь после всех четырех видов уничтожения клипы она исчезает из мира.

36. В гмар тикун мы увидим, что то, что казалось нам прежде преследованием со стороны народов мира, раскроется и увидится совершенно противоположно – что все народы в этом лишь слепо выполняли указания Творца, чтобы привести нас к цели творения, а то, что воспринималось нами как удар судьбы, раскроется в обратном – что этим происходило их исправление и ускорение продвижения к совершенству. («Зоар», т. 1, стр. 165).

37. Все миры, все творения находятся внутри каждого из нас. В нас есть много разноречивых начал, которые можно обозначить, как Творец, Адам, Хава, Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Йосэф, Давид, Фараон, гои, евреи, животные, Храм и т.п., т.е. все существующее и еще даже не появившееся в нашем мире, даже звезды, страны, города. А сам человек – это наша внутренняя точка, ощущающая наше «я».

Например, ощущение нами духовной безысходности называется галут – изгнание, или темнота, или пустыня – в зависимости от того, о чем идет речь, – на каком духовном уровне находится человек. Человек может назвать себя созданием, когда он чувствует, что создан Творцом. Добро – совпадение с Создателем. Зло – любое удаление от Него.

Таким языком написана вся Тора: она говорит о единственном творении – человеке, внутри которого находится все: и райский сад, и деревья, и змей, и потоп, и все человечество, в нем ведутся войны,