его семьи, и ему ничего не стоило помочь путникам, чтобы отблагодарить богов. Кроме того, он слышал об израильском пророке, который поднялся на Пятую Гору и не был поражен небесным огнём. Всё указывало на то, что человек, сидящий перед ним, и есть тот пророк.
— Можете остаться у меня еще на один день, если хотите.
— Я не совсем понял то, что ты хотел сказать, — заметил Илия. — Об изменении своего прошлого.
— Всю жизнь мимо моего дома проходили люди. Они направлялись в Тир и Сидон в поисках лучшей жизни. Многие жаловались, что в Акбаре они ничего не добились.
Со временем, они возвращались, так и не найдя того, что искали. Беда в том, что вместе со своими пожитками они уносили из Акбара и груз своих неудач. Мало кому удавалось найти себе работу и дать лучшую жизнь своим детям. Прежняя жизнь в Акбаре сделала их робкими и неуверенными.
Но были и другие люди. Они шли в Тир и Сидон полные надежд. Их жизнь в Акбаре была наполнена смыслом. Они мечтали отправиться в путешествие и усердно трудились для осуществления своей мечты. Жизнь для этих людей — полна радости и побед, и так будет с ними всегда.
И эти люди возвращались в Акбар. Они рассказывали много интересного. Они добивались всего потому, что им не мешали неудачи прошлого.
* * *
Слова пастуха бередили душу Илии.
— Изменить жизнь не трудно, так же как и поднять из руин Акбар, — продолжил пастух. — Достаточно понять, что надо трудиться так же усердно, как и прежде, и использовать это себе во благо.
Он внимательно посмотрел на Илию.
— Если тебя гнетёт прежняя жизнь, поскорее забудь о ней, — сказал пастух. — Придумай новую историю своей жизни и поверь в неё. Вспоминай только о своих победах, и это поможет тебе добиться желаемого.
«Когда-то мне хотелось стать плотником, затем я хотел быть пророком, посланным во спасение Израиля, — подумал Илия. — С небес спускались ангелы, и со мной говорил Господь. Так было до тех пор, пока я не увидел, что Он несправедлив, а помыслы Его — для меня вечная загадка».
Пастух окликнул свою жену и сказал ей, что он остаётся дома. В конце концов, он уже проделал пеший путь до Акбара, и теперь у него не было желания идти еще куда-то.
— Спасибо, что приютили нас, — сказал Илия.
— Мне ничего не стоит оставить вас у себя.
В разговор вмешался мальчик:
— Мы хотим вернуться в Акбар.
— Подождите до завтра. В городе грабят и бесчинствуют его жители, там не место для ночлега.
Мальчик, закусив губу, смотрел себе под ноги. Он сделал над собой усилие, чтобы не заплакать. Пастух проводил их в дом, успокоил жену и детей.
Весь вечер он рассуждал о погоде, стараясь отвлечь Илию и ребенка от переживаний. На следующий день Илия и мальчик встали рано, отведали еды, приготовленной женой пастуха, и собрались уходить.
— Пусть твоя жизнь будет долгой, а твое стадо умножится! — сказал у дверей дома Илия. — Я вкусил еды, в которой нуждалось мое тело, а моя душа познала то, что было ей неведомо. Бог никогда не забудет того, что вы сделали для нас, и ваши дети найдут пристанище в чужом краю.
— Я не знаю, кто такой Бог. На Пятой Горе обитает много богов, — сказал пастух резко и тут же заговорил о другом. — Помни о добрых делах, что ты совершил. Это придаст тебе мужества.
— Я сделал очень мало. Но и в этом нет моей заслуги.
— Так знай, тебе предстоит совершить ещё много добрых дел.
— Возможно, я мог предотвратить нашествие ассирийцев.
Пастух засмеялся.
— Даже если бы ты был наместником Акбара, тебе бы не удалось остановить то, что неизбежно.
— Наместник должен был послать войско, чтобы напасть на ассирийцев, когда их было ещё совсем немного. Или договориться о мире до того, как разразилась война.
— Всё, что могло случиться, но не случилось, уносит ветер и не оставляет после себя следа, — сказал пастух. — Жизнь соткана из наших мыслей. Просто некоторые события нужно пережить, ибо этого хотят боги. Неизвестно, зачем им это нужно, и нет смысла стараться, чтобы эти события миновали нас.
— Почему?
— Спроси у израильского пророка, что жил в Акбаре. Кажется, у него на всё есть ответ. Он направился к загону для овец.