плотницкую, он, не колеблясь, принял свою судьбу. Даже если это и есть его истинное предназначение (а он был в этом уверен), то ему никогда не представлялось возможности узнать, что ждало его на тех дорогах, от которых он отказался.
Ведь он боялся утратить свою веру, преданность и волю. Он считал, что жить как все — опасно, ведь, в конце концов, можно привыкнуть и полюбить то, что тебя окружает. Илия не понимал, что он такой же человек, как и всякий другой, хотя слышит ангелов и следует указаниям Бога.
Он был так уверен в правильности своего пути, что поступал так же, как те люди, которые не приняли ни одного важного решения в жизни.
Он бежал от сомнений. От неудач. От нерешительности. Но Господь был великодушен, Он привёл его к неизбежному, чтобы показать, что человек должен выбирать, а не принимать свою судьбу.
Много, много лет назад стояла ночь, подобная этой. В ту ночь Иаков не отпустил Бога, пока Он не благословил его. Только тогда Господь спросил его: «Как имя твоё?»
Вот в чём дело: в имени. Когда Иаков ответил, Бог окрестил его Израилем. У каждого человека с младенчества есть имя, но важно суметь найти имя для своей жизни — слово, которое должно сообщить этой жизни смысл.
«Я — Акбар», — сказала она. Понадобилось пережить гибель города и смерть любимой женщины, чтобы Илия понял, что ему нужно имя. В ту же минуту он назвал свою жизнь Освобождением.
* * *
Он поднялся. На площади всё еще клубился дым над прахом погибших. Предав эти тела огню, он нарушил древний обычай своей страны, требовавший хоронить людей, согласно обрядам. Решаясь на сожжение тел, он боролся с традицией и с Богом.
Но он чувствовал, что не совершает греха, ведь это был единственный выход в новых условиях. Милость Бога безгранична, но Он неумолим в Своей строгости к тем, кто не решается дерзать.
Он снова посмотрел на площадь. Люди ещё не спали. Они неотрывно смотрели на языки пламени, будто это пламя пожирало их воспоминания, прошлое, двести лет мира и апатии. Настал конец времени страха и надежды, теперь остаётся лишь возрождение — или поражение.
Эти люди, как и Илия, могут выбрать себе имя. Примирение, Мудрость, Любящий, Паломник — нет счета именам, как звездам в небе. Каждому нужно найти имя для своей жизни.
Илия поднялся и стал молиться: «Господи, я боролся с Тобой и не стыжусь этого. Я понял, что иду своим путем, потому что желаю этого, а не потому, что меня принудили к этому родители, обычаи моей земли или Ты сам.
К Тебе, Господи, хотел бы я вернуться в этот миг. Хочу воздать хвалу Тебе от всего сердца, а не по трусости человека, не сумевшего избрать другой путь. Но для того, чтобы Ты доверил мне Свой важный замысел, я должен продолжить борьбу с Тобой, пока Ты не благословишь меня».
Возрождение Акбара. То, что Илия считал борьбой с Богом, стало, на самом деле, новой встречей с Ним.
28
На следующее утро снова пришла женщина, которая спрашивала, где достать еды. Она привела с собой других женщин.
— Мы нашли хранилища с едой, — сказала она. — Теперь нам хватит пищи на весь год, ведь многие погибли или бежали вместе с наместником.
— Доверьте старикам распределять продукты, — сказал он. — Они знают, как навести порядок в городе.
— У стариков нет желания жить.
— В любом случае, попросите их прийти.
Женщина уже собиралась уходить, но Илия ее остановил.
— Ты умеешь писать с помощью букв?
— Нет.
— Я научился этому и могу научить тебя. Тебе это понадобится, чтобы помочь мне управлять городом.
— Но ведь ассирийцы вернутся.
— Когда они придут, им потребуется наша помощь, чтобы управлять городом.
— Зачем же нам помогать врагу?
— Я делаю это для того, чтобы каждый человек смог дать имя своей жизни. Враги — лишь предлог, чтобы мы испытали свою силу.
* * *
Как он и предполагал, старики пришли.
— Акбар нуждается в вашей помощи, — сказал Илия. — Сейчас вы не можете позволить себе роскошь быть старыми. Нам нужна молодость, которая у вас когда-то была.
— Мы не знаем, как вернуть молодость, — ответил один из них. — Она скрылась за морщинами и разочарованиями.