Феано

Суфийским поэтам

другим условиям, правилам, даже просто к иным мирам. Все, что соприкасается с нами на физическом или ментальном планах, все это играет важную, необходимую роль в нашей жизни. Все, что нам не нравится - это знаки препинания, расставленные для того, чтобы обратить наше внимание на нечто важное. Все, что нам нравится - это тоже знаки, свидетельствующие о близости нашей к цели Создателя. Все, к чему мы безразличны - просто фон для расстановки знаков, как дорога, на которой мы встречаем что-либо. Ведь важно помнить, что путь - это дорога домой, к себе, в обитель Создателя…


Ал-Газали, Абу Хамид Мухаммад б.Мухаммад ат-Туси (1058-1111 гг.) - крупнейший теолог и философ. Родился в г. Тусе (Хорасан), в Нишапуре был учеником ал-Джувайни вплоть до смерти последнего в 1085 г., затем находился при сельджукском визире Низам ал-мулке, который назначил его в 1091 г. преподавателем мадрасе. Покинув Багдад, 11 лет проводит в Дамаске, Тусе и некоторых других городах. С 1106 г. преподает в Нишапуре. Незадолго до своей кончины возвращается в Тус.

К избранным он причислял суфиев, которые приходят к моническому взгляду на бытие, но не на основе логических доказательств, а с помощью интуиции.


Ты отрицаешь оттого лишь, что не знаешь,

И очень многое в сей жизни потеряешь...

***

Суфийский мистицизм - не культ, а оболочка,

Религии в нем нет. В нем Суть Любви, и точка!

***

- Ты солнце хочешь видеть? Так смотри

Не в пол, а на него! - Ал - Газали


Юнус Эмре (ум. 1321г.) турецкий, мистический поэт, жил в центральной Анатолии. В течение сорока лет он был учеником Тапдука Эмре. Поэт-мистик скитался по стране, возможно, он встречался с Руми в последние годы его жизни. Он оставил Турции в наследство сокровищницу своих простых, окрашенных глубоким чувством стихов. Юнус объявил, что будет восхвалять Бога вместе с камнями и источниками, газелями и пророками. Совершенно всерьез воспринимал коранические слова о том, что все было создано ради почитания и восхваления Создателя. Благодаря этому он сумел понять все скрытое священного писания. Юнус истово следовал установлениям классического суфизма.


ЮНУСУ ЭМРЕ

ВЕЧНЫЙ ДРУГ

И вот, читаю я тебя... И вновь в моих глазах темно...

А слез соленая струя мне говорит: - Не так давно...

Назад тому семь сотен лет, ты слово в слово повторил

Мои слова, Юнус, поэт... Шучу... Ты первый говорил...

Но повторила я тебя, не зная имени и то,

Что Время, вихрями крутя, влетит с тобой в мое окно...

Ты стал в пути суфийском - прах...

В пылинке зернышки твои

Влетели в душу мне...

В сердцах... созвучны мысли у Земли...

Ты говорил мне, что глаза...

нужны, чтоб на меня смотреть...

Ты говорил мне, что одна

я для тебя, а небо - твердь...

Еще сказал, что райский сад

ты отвергаешь и бежишь...

И ото всех земных наград

уйдешь, но сердцем дорожишь...


И вот, читаю я тебя, Юнус Эмре, мой вечный Друг!

В суфийских водах те Моря, где повстречались мы, не вдруг...


ЮНУС ЭМРЕ к ФЕАНО


Я не знаю, о, сестра, кто же я на самом деле…

Может, кукла или нить, у которой нет предела…

Может, мяч в руке Всевышней,

Коромысло с тяжкой ношей?

Иль дворец, где Царь неслышно

Помышляет о пригожей?


А беседует о мире, чтобы знать и удивляться…

Может быть, я конь волшебный,

Чтобы чистым полем мчаться?

Иль волна я Океана в зримых рамках бытия,

Или розовый бутон с ароматом «Бог и я».


Может, я источник Моря,

Что наполнен звездной ночью,

Где и солнце и луна отражаются воочью?

Может, я зерцало Бога от времен предвечных лет,

Может, я не существую,

Хоть пытаюсь знать ответ?