другим условиям, правилам, даже просто к иным мирам. Все, что соприкасается с нами на физическом или ментальном планах, все это играет важную, необходимую роль в нашей жизни. Все, что нам не нравится - это знаки препинания, расставленные для того, чтобы обратить наше внимание на нечто важное. Все, что нам нравится - это тоже знаки, свидетельствующие о близости нашей к цели Создателя. Все, к чему мы безразличны - просто фон для расстановки знаков, как дорога, на которой мы встречаем что-либо. Ведь важно помнить, что путь - это дорога домой, к себе, в обитель Создателя…
Ал-Газали, Абу Хамид Мухаммад б.Мухаммад ат-Туси (1058-1111 гг.) - крупнейший теолог и философ. Родился в г. Тусе (Хорасан), в Нишапуре был учеником ал-Джувайни вплоть до смерти последнего в 1085 г., затем находился при сельджукском визире Низам ал-мулке, который назначил его в 1091 г. преподавателем мадрасе. Покинув Багдад, 11 лет проводит в Дамаске, Тусе и некоторых других городах. С 1106 г. преподает в Нишапуре. Незадолго до своей кончины возвращается в Тус.
К избранным он причислял суфиев, которые приходят к моническому взгляду на бытие, но не на основе логических доказательств, а с помощью интуиции.
Ты отрицаешь оттого лишь, что не знаешь,
И очень многое в сей жизни потеряешь...
***
Суфийский мистицизм - не культ, а оболочка,
Религии в нем нет. В нем Суть Любви, и точка!
***
- Ты солнце хочешь видеть? Так смотри
Не в пол, а на него! - Ал - Газали
Юнус Эмре (ум. 1321г.) турецкий, мистический поэт, жил в центральной Анатолии. В течение сорока лет он был учеником Тапдука Эмре. Поэт-мистик скитался по стране, возможно, он встречался с Руми в последние годы его жизни. Он оставил Турции в наследство сокровищницу своих простых, окрашенных глубоким чувством стихов. Юнус объявил, что будет восхвалять Бога вместе с камнями и источниками, газелями и пророками. Совершенно всерьез воспринимал коранические слова о том, что все было создано ради почитания и восхваления Создателя. Благодаря этому он сумел понять все скрытое священного писания. Юнус истово следовал установлениям классического суфизма.
ЮНУСУ ЭМРЕ
ВЕЧНЫЙ ДРУГ
И вот, читаю я тебя... И вновь в моих глазах темно...
А слез соленая струя мне говорит: - Не так давно...
Назад тому семь сотен лет, ты слово в слово повторил
Мои слова, Юнус, поэт... Шучу... Ты первый говорил...
Но повторила я тебя, не зная имени и то,
Что Время, вихрями крутя, влетит с тобой в мое окно...
Ты стал в пути суфийском - прах...
В пылинке зернышки твои
Влетели в душу мне...
В сердцах... созвучны мысли у Земли...
Ты говорил мне, что глаза...
нужны, чтоб на меня смотреть...
Ты говорил мне, что одна
я для тебя, а небо - твердь...
Еще сказал, что райский сад
ты отвергаешь и бежишь...
И ото всех земных наград
уйдешь, но сердцем дорожишь...
И вот, читаю я тебя, Юнус Эмре, мой вечный Друг!
В суфийских водах те Моря, где повстречались мы, не вдруг...
ЮНУС ЭМРЕ к ФЕАНО
Я не знаю, о, сестра, кто же я на самом деле…
Может, кукла или нить, у которой нет предела…
Может, мяч в руке Всевышней,
Коромысло с тяжкой ношей?
Иль дворец, где Царь неслышно
Помышляет о пригожей?
А беседует о мире, чтобы знать и удивляться…
Может быть, я конь волшебный,
Чтобы чистым полем мчаться?
Иль волна я Океана в зримых рамках бытия,
Или розовый бутон с ароматом «Бог и я».
Может, я источник Моря,
Что наполнен звездной ночью,
Где и солнце и луна отражаются воочью?
Может, я зерцало Бога от времен предвечных лет,
Может, я не существую,