- К общей пользе - вот морали эталон,
Для постигающего - цель,
Но для достигшего уж мель...
Мотивом личным он как благом одарен.
Для цельной личности иной менталитет,
А недостаток эгоизма
Прольется лавой силлогизма,
Что помешает излучающему Свет...
И воспитание 'во имя государства',
Пустые жертвы для науки,
Труд 'вопреки', в плену разлуки,
Лишь тормозят его исход в иные царства...
Но человек свободный пользу для других
Своею собственной считает,
И в личных целях умножает
В непониманье и сомнении 'слепых'...
Для тех, кто цвел, и кто теперь сам плодоносит
Уж семена давно созрели,
И видит он иные цели,
Он духом будущего Свет живущим вносит...
Однако есть средь нас, к несчастию, такие,
Что сок тщеславья размножают,
Себя созревшими считают,
Но сорняки плодят порочные, земные...
-97-
Удовольствие от обычая
Источник нравственности дом свой свил в привычке,
Да, в самом деле, легче, лучше и приятней
Свершить привычное и даже, вероятней,
Оно целительно для общества, первично...
Соединение приятного с полезным
К тому ж не требует глубоких размышлений.
Приняв обычай, даже с силой, принужденьем,
Мы назовем его и мудрым и небесным...
Тут возникает заключение, что ложно...
Обычай - нравственен, и он необходим
Для проживания до благостных седин,
И как условью бытия ему быть должно.
И даже, если он тяжел и так суров,
Что в изменившихся условиях не годен,
Его упорно утверждают - Благороден!
Обычай предков существует сто веков!
И, привыкая, мы находим радость в нем.
Он, став привычкой, удовольствие нам дарит.
Житейской мудрости учение не вянет,
А новым цветом расцветает, ясным днем.
Он возвращает нас, прошедших ночь измены,
В объятья предков, возвращает в Отчий дом,
Не страшно то, что мы изменимся потом,
Вся жизнь течет под проявленьем Перемены!
-98-
Удовольствие и социальный инстинкт
Прекрасный вывод: социальный наш инстинкт
Из удовольствия... растет и расцветает...
Но отчего же он, простите, увядает?
И с чем же борется, когда идет на ринг...
Вот пояснение, что Фридрих предлагает:
Ряд удовольствий получая от других,
Вдобавок к тем, что от себя берем самих,
Любой из нас их сохранить всегда желает...
Мы унаследовали это от зверей,
И притяжение полов нас увлекает,
И каждый сам свою игру с другим играет...
Любой родитель любит собственных детей.
От чувства радости приятнейшей игры
Самих себя мы постоянно улучшаем,
И одинаковость с другими ощущаем,
И создаем союз единый без вражды.
Так социальный наш инстинкт и возникает -
Один за всех в бою и все за одного...
Но кто врагом, простите, вырос для него?
И от чего он постоянно убегает...
Боится он не зря погибели своей...
Ума незрелого слепых поводырей...
-102-
Человек всегда поступает хорошо.
Не обвиним же мы Природу за грозу...
Хоть в результате промокаем все до нитки...
И не осудим за медлительность улитку,
Еще не давшую плодов ума лозу...
Однако мы зовем безнравственным того,
Кто причинил нам вред, и четко объясняем
Свободной воли проявленья и дерзаем...
Не замечать необходимости звено...
Необходимость подменяем словом “воля”,
И ошибаемся при этом мы всегда...
Свободной волей... убиваем комара,
Что кровь сосет из нас... Ему такая доля.
Мораль людей любого общества уважит
Необходимость действий самообороны.
Любое зло я объясню под эти тоны,