Феано

Море Ницше

- К общей пользе - вот морали эталон,

Для постигающего - цель,

Но для достигшего уж мель...

Мотивом личным он как благом одарен.


Для цельной личности иной менталитет,

А недостаток эгоизма

Прольется лавой силлогизма,

Что помешает излучающему Свет...


И воспитание 'во имя государства',

Пустые жертвы для науки,

Труд 'вопреки', в плену разлуки,

Лишь тормозят его исход в иные царства...


Но человек свободный пользу для других

Своею собственной считает,

И в личных целях умножает

В непониманье и сомнении 'слепых'...


Для тех, кто цвел, и кто теперь сам плодоносит

Уж семена давно созрели,

И видит он иные цели,

Он духом будущего Свет живущим вносит...


Однако есть средь нас, к несчастию, такие,

Что сок тщеславья размножают,

Себя созревшими считают,

Но сорняки плодят порочные, земные...


-97-


Удовольствие от обычая

Источник нравственности дом свой свил в привычке,

Да, в самом деле, легче, лучше и приятней

Свершить привычное и даже, вероятней,

Оно целительно для общества, первично...


Соединение приятного с полезным

К тому ж не требует глубоких размышлений.

Приняв обычай, даже с силой, принужденьем,

Мы назовем его и мудрым и небесным...


Тут возникает заключение, что ложно...

Обычай - нравственен, и он необходим

Для проживания до благостных седин,

И как условью бытия ему быть должно.


И даже, если он тяжел и так суров,

Что в изменившихся условиях не годен,

Его упорно утверждают - Благороден!

Обычай предков существует сто веков!


И, привыкая, мы находим радость в нем.

Он, став привычкой, удовольствие нам дарит.

Житейской мудрости учение не вянет,

А новым цветом расцветает, ясным днем.


Он возвращает нас, прошедших ночь измены,

В объятья предков, возвращает в Отчий дом,

Не страшно то, что мы изменимся потом,

Вся жизнь течет под проявленьем Перемены!


-98-


Удовольствие и социальный инстинкт

Прекрасный вывод: социальный наш инстинкт

Из удовольствия... растет и расцветает...

Но отчего же он, простите, увядает?

И с чем же борется, когда идет на ринг...


Вот пояснение, что Фридрих предлагает:

Ряд удовольствий получая от других,

Вдобавок к тем, что от себя берем самих,

Любой из нас их сохранить всегда желает...

Мы унаследовали это от зверей,

И притяжение полов нас увлекает,

И каждый сам свою игру с другим играет...

Любой родитель любит собственных детей.


От чувства радости приятнейшей игры

Самих себя мы постоянно улучшаем,

И одинаковость с другими ощущаем,

И создаем союз единый без вражды.


Так социальный наш инстинкт и возникает -

Один за всех в бою и все за одного...

Но кто врагом, простите, вырос для него?

И от чего он постоянно убегает...


Боится он не зря погибели своей...

Ума незрелого слепых поводырей...


-102-


Человек всегда поступает хорошо.

Не обвиним же мы Природу за грозу...

Хоть в результате промокаем все до нитки...

И не осудим за медлительность улитку,

Еще не давшую плодов ума лозу...


Однако мы зовем безнравственным того,

Кто причинил нам вред, и четко объясняем

Свободной воли проявленья и дерзаем...

Не замечать необходимости звено...


Необходимость подменяем словом “воля”,

И ошибаемся при этом мы всегда...

Свободной волей... убиваем комара,

Что кровь сосет из нас... Ему такая доля.


Мораль людей любого общества уважит

Необходимость действий самообороны.

Любое зло я объясню под эти тоны,

Любой из нас на трон свой мысленно