Б.И.Кузнецов

Древний Иран и Тибет (История религии бон)

будет жестокостью, и люди погибнут. Без

справедливости милосердие будет преступным снисхождением для

грешника и мир погрузится в анархию...' [97, с. 194 |.

Значение этих двух тезисов освещается в тексте Исхода (34.

6, 7), где бог сам их упоминает, когда провозглашает. кем он

является.

Следующие два Амеша-Спента - Хшатра-Вайрья (Шахревар) -

Желанная власть, воплощение авторитета и власти Ахурамазды,

и Спента-Армайти (Спентармат)-Благонамеренность, как и

последующие два, тесно связанные между собой, Хаурватат

(Хордат) - Целостность, Здравие, и Амеретат (Мордат) -

Бессмертие, также находят себе массу аналогий в Ветхом

Завете. Укажем на то, что бог уже на первой странице книги

Бытия появляется как нечто единое, целостное, и, более того,

эта идея является одной из центральных в Библии (Исайя, 45.

5, 6).

Благоденствие как божественный атрибут постоянно поясняется

в Библии следующим образом: оно в самом боге, в его

совершенствах. Вместе с тем бог есть единственный источник

блаженства для всех разумных существ. Другой атрибут бога -

бессмертие, также достаточно очевиден. Само название бога,

Яхве, переводимое как Сущий (Вечный), и понимается в том

смысле, что он всегда существовал и всегда будет

существовать: 'Бог сказал Моисею: Я семь Сущий (Иегова). И

сказал: так скажи сынам израилевым: Сущий послал меня к вам'

(Исход 3. 14).

В целом об Амеша-Спентах можно сказать, что они являются

основными атрибутами бога. притом что имеют себе аналогии

только в Ветхом Завете.

В 'Гатах' творцом всего мира является Премудрый Господь

('Гаты', 'Ясна', XXVIII, 11-12: XLIV, 1-15), к которому

обращается с молитвой Заратуштра, называя его Господом и

Творцом (Создателем). Те же самые идеи о боге-творце

содержатся в Ветхом Завете.

В 'Гатах' говорится о 'Благом духе (мысли)', который

вдохновляет Создателя ('Ясна', XXVIII, 3), но то же самое

есть и в Ветхом Завете (Бытие I, 2), где дух выступает в

качестве движущей силы, действия в акте творения.

В 'Гатах' Заратуштра обращается с хвалой к Творцу, по одному

слову которого возник первоначальный мир ('Ясна', XXVIII),

но то же самое мы находим в Библии.

Ахурамазда создал небо и землю, солнце и луну, воды и

планеты, свет и тьму ('Ясна', XLIV), но то же самое

повторяется в Псалмах Давида (8, 23, 135...), некоторые из

которых композиционно и по духу напоминают 'Гаты'.

('Ясна', XXVIII, 3)

'И поэтому, о. Великий Создатель, живой Господь,

(вдохновляемый) своим Благим духом, я приближаюсь к Тебе (и

молю Тебя) даровать мне, также и для всех (как обильный

дар), телесного и духовного, тех достижений, которые идут от

(Божественной) Праведности..' [116, III, с. 18].

(Псалом 24)

1. 'К Тебе, Господи, возношу душу мою...

5. Направь меня на истину Твою и научи меня; ибо Ты Бог

qo`qemh моего; на Тебя надеюсь каждый день.

6. Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от

века'.

('Ясна', XLIV, 4)

'Так я обращаюсь к Тебе, о. Господь (Ахура)! Скажи мне

истинно, кто установил внизу землю и облака вверху, так что

они не падают. Кто создал воды и растения?' [116, с. Ill-

114].

(Псалом 103)

1. 'Благослови, душа моя. Господи, Боже мой!

4. Ты поставил землю на твердых основах:

не поколеблется она во веки и веки.

5. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее; на горах стоят

воды'.

Зороастрийской религии, как и иудейской, присущ дух

нетерпимости: 'Только правоверного маздаянийца, зороастрийца

это учение считает подлинным человеком; к чужим народам

зороастризм внушает ненависть; они для него - неарийцы,

'двуногие', 'люди-насекомые' ('Ясна', XXXIV,

5). К ним не применимы обычные слова, относящиеся к людям;

они не родятся, а 'вываливаются', не умирают, а 'околевают',

не ходят, а 'валятся' или 'несутся', и их истребление угодно

Ахурамазде. Эта тенденция намечена в 'Гатах', в 'Младшей

Авесте' эта человеконенавистническая сторона учения

расцветает пышным цветом' [506, с. 389 ].

Совсем другое мы наблюдаем в традиционном маздаизме, где

прозелитизм является необходимым условием существования

религии.

Впоследствии, в процессе своего развития, зороастризм

включил в свою систему традиционных иранских богов, или

язата (достойные поклонения). Эти божества рассеяны по всей

вселенной, чтобы наблюдать за сохранностью и деятельностью

отдельных ее частей. К язатам относится дух небесного света

Митра, который первым из небесных язат еще до появления

Солнца возносится над горою Гара-Березани, возвещая

наступление дня. К язатам также причисляется