будет жестокостью, и люди погибнут. Без
справедливости милосердие будет преступным снисхождением для
грешника и мир погрузится в анархию...' [97, с. 194 |.
Значение этих двух тезисов освещается в тексте Исхода (34.
6, 7), где бог сам их упоминает, когда провозглашает. кем он
является.
Следующие два Амеша-Спента - Хшатра-Вайрья (Шахревар) -
Желанная власть, воплощение авторитета и власти Ахурамазды,
и Спента-Армайти (Спентармат)-Благонамеренность, как и
последующие два, тесно связанные между собой, Хаурватат
(Хордат) - Целостность, Здравие, и Амеретат (Мордат) -
Бессмертие, также находят себе массу аналогий в Ветхом
Завете. Укажем на то, что бог уже на первой странице книги
Бытия появляется как нечто единое, целостное, и, более того,
эта идея является одной из центральных в Библии (Исайя, 45.
5, 6).
Благоденствие как божественный атрибут постоянно поясняется
в Библии следующим образом: оно в самом боге, в его
совершенствах. Вместе с тем бог есть единственный источник
блаженства для всех разумных существ. Другой атрибут бога -
бессмертие, также достаточно очевиден. Само название бога,
Яхве, переводимое как Сущий (Вечный), и понимается в том
смысле, что он всегда существовал и всегда будет
существовать: 'Бог сказал Моисею: Я семь Сущий (Иегова). И
сказал: так скажи сынам израилевым: Сущий послал меня к вам'
(Исход 3. 14).
В целом об Амеша-Спентах можно сказать, что они являются
основными атрибутами бога. притом что имеют себе аналогии
только в Ветхом Завете.
В 'Гатах' творцом всего мира является Премудрый Господь
('Гаты', 'Ясна', XXVIII, 11-12: XLIV, 1-15), к которому
обращается с молитвой Заратуштра, называя его Господом и
Творцом (Создателем). Те же самые идеи о боге-творце
содержатся в Ветхом Завете.
В 'Гатах' говорится о 'Благом духе (мысли)', который
вдохновляет Создателя ('Ясна', XXVIII, 3), но то же самое
есть и в Ветхом Завете (Бытие I, 2), где дух выступает в
качестве движущей силы, действия в акте творения.
В 'Гатах' Заратуштра обращается с хвалой к Творцу, по одному
слову которого возник первоначальный мир ('Ясна', XXVIII),
но то же самое мы находим в Библии.
Ахурамазда создал небо и землю, солнце и луну, воды и
планеты, свет и тьму ('Ясна', XLIV), но то же самое
повторяется в Псалмах Давида (8, 23, 135...), некоторые из
которых композиционно и по духу напоминают 'Гаты'.
('Ясна', XXVIII, 3)
'И поэтому, о. Великий Создатель, живой Господь,
(вдохновляемый) своим Благим духом, я приближаюсь к Тебе (и
молю Тебя) даровать мне, также и для всех (как обильный
дар), телесного и духовного, тех достижений, которые идут от
(Божественной) Праведности..' [116, III, с. 18].
(Псалом 24)
1. 'К Тебе, Господи, возношу душу мою...
5. Направь меня на истину Твою и научи меня; ибо Ты Бог
qo`qemh моего; на Тебя надеюсь каждый день.
6. Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от
века'.
('Ясна', XLIV, 4)
'Так я обращаюсь к Тебе, о. Господь (Ахура)! Скажи мне
истинно, кто установил внизу землю и облака вверху, так что
они не падают. Кто создал воды и растения?' [116, с. Ill-
114].
(Псалом 103)
1. 'Благослови, душа моя. Господи, Боже мой!
4. Ты поставил землю на твердых основах:
не поколеблется она во веки и веки.
5. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее; на горах стоят
воды'.
Зороастрийской религии, как и иудейской, присущ дух
нетерпимости: 'Только правоверного маздаянийца, зороастрийца
это учение считает подлинным человеком; к чужим народам
зороастризм внушает ненависть; они для него - неарийцы,
'двуногие', 'люди-насекомые' ('Ясна', XXXIV,
5). К ним не применимы обычные слова, относящиеся к людям;
они не родятся, а 'вываливаются', не умирают, а 'околевают',
не ходят, а 'валятся' или 'несутся', и их истребление угодно
Ахурамазде. Эта тенденция намечена в 'Гатах', в 'Младшей
Авесте' эта человеконенавистническая сторона учения
расцветает пышным цветом' [506, с. 389 ].
Совсем другое мы наблюдаем в традиционном маздаизме, где
прозелитизм является необходимым условием существования
религии.
Впоследствии, в процессе своего развития, зороастризм
включил в свою систему традиционных иранских богов, или
язата (достойные поклонения). Эти божества рассеяны по всей
вселенной, чтобы наблюдать за сохранностью и деятельностью
отдельных ее частей. К язатам относится дух небесного света
Митра, который первым из небесных язат еще до появления
Солнца возносится над горою Гара-Березани, возвещая
наступление дня. К язатам также причисляется