иудейская культура и
религия, поднялись против эллинизма и выгнали его в течение
двух столетий после смерти Александра из всех областей
восточнее Евфрата [121, с. 143-144].
Но ассимиляция религией Заратуштры старых народных верований
и культов, в том числе Митры и Анахиты, могла способствовать
отождествлению Матхура (Шенраба) с Заратуштрой, и,
соответственно, могло иметь место приписывание одному заслуг
другого и соединение двух биографий в одну. То есть
соединение двух направлений маздаизма - зороастрийского и
традиционного - под эгидой имени Заратуштры могло привести и
к соединению двух разных лиц в одно. Этому могло
способствовать и то, что оба они жили, примерно, в одну
эпоху: в VI-V вв. до н.э.
Этим, как нам кажется, можно объяснить контаминации
тибетского текста об учителях варваров (иранцев), в котором
Матхура (Шенраб) отождествляется с Мани, а Заратуштра с
Мухаммедом (оба - монотеисты), и при этом последние два
сделаны преемниками первых двух, что могло произойти, в
частности, и по той причине, что все они в той или иной
степени были связаны общими идеями. Во всяком случае, все
они почитали, согласно приведенным выше тибетским текстам, в
качестве главного бога - Ахуру-Асуру, т.е. Небесного
Господа.
Маздаизм у восточных славян
В скифский период нет прямых указаний на славян. Однако
можно
предположить, что некоторые из племен, подчиненных
скифским царям,
были славянскими. Невров, которых помещают в северной
Подолии и
Волыни, по мнению Вернадского, Шафарика, Нидерле и Миннса,
можно
считать за славян [124, с. 62 ]. Другое племя, упоминаемое
Геродотом,
будины, также, вероятно, было славянским. Геродот называет
его большим и сильным народом и говорит, что они
голубоглазые и светловолосые. Они жили, предположительно, в
верхнем течении Дона и Донца. вероятно, были и другие
славянские племена, которых геродот называл 'скифами-
землепашцами' и 'скифамиземледельцами' [124, с. 62 ].
О славянах сарматского периода уже можно говорить более
определенно. Тацит в своей книге о Германии, написанной в 98
г. н.э., упоминает племя венедов, которых он помещает между
германцами и сарматами. Тацит замечает, что они строят дома
и передвигаются пешком, что отличает их от сарматов, которые
fhbsr в палатках и ездят верхом на лошадях. Венедов также
упоминают Плиний и Птолемей. Последний помещал их на
территории современной Польши. Венедов можно считать
предками западных славян.
Что же касается восточных и южных славян, то поскольку они
жили в Римскую эпоху на землях, которые контролировали
сарматы, поэтому греческие и римские авторы не всегда могли
отличить их от сарматских племен. Западные писатели VI в.
н.э. знают восточных славян под именем анты. В более позднее
время анты смешались с народом руси и приняли название
последних. В сарматский период название русь ассоциировалось
с аланами, о чем можно судить по форме названия русь-аланы
(roxolani). Слово roxs в аланском имело значение сияющий
свет. Вероятно, русь-аланы представляли собой два племени,
поскольку, как можно судить по источникам, название русь
часто употреблялось отдельно от названия аланы [124, с. 63-
64 ]. Сильная группа русь-аланов жила в бассейне Волги, что
объясняет тот факт, почему греки называли Волгу рекой Рос
[124, с. 64 ].
Славяне на территории нашей страны еще в дохристианское
время находились в контакте с греческими колонистами, города
которых были рассеяны по всему северному побережью Черного
моря.
Помимо греко-романской цивилизации другой поток культуры,
гораздо более древний, связывал русские степи с Азией через
посредство иранских племен. Ассиро-вавилонское и особенно
иранское влияние вполне отчетливо прослеживается у южных
славян нашей страны, т.е. предков русских, по
археологическим остаткам.
Иранизмы являются первыми заметными культурными элементами
как раз в тех районах, в которых подготавливалась почва для
будущего Русского государства на берегах Днепра [84, с. 5].
Остроумное, хотя и не вполне обоснованное предположение
высказал Вернадский относительно иранского происхождения
названия Волынь. В древнем русском название Хвари (Хорезм)
произносилось как Хвали. Каспийское море называлось море
Хвалынское, т.е. Хорезмское*, а так как в русском фольклоре
оно называется иногда море Волынское, то отсюда делается
вывод, что название Волынь может происходить от иранского
Хвари [124, с. 102].
Поклонение