У каждого из них было по нескольку жен, дочерей и
сыновей. Вся их жизнь прошла в борьбе со злыми духами. И
тот, и другой выступали, в равной степени безуспешно, против
кровавых жертвоприношений. Оба они предсказывали появление
мессии, во времена которого их учение победит во всем мире и
добро восторжествует над злом. Их пророчества заслуживают
того, чтобы остановиться на них подробнее.
Появление волхвов (в оригинале - магов) в Евангелии от
Матфея имеет прямое отношение к этим пророчествам.
Евангельский эпизод с магами породил в христианской
литературе целую серию произведений, в которых маздаистские
верования переплетаются с церковной традицией. Так,
например, в одном из апокрифических евангелий говорится
следующее:
'Маги достигли на востоке Иерусалима, как это было
предсказано Зердуштом' [80, с. 42 ].
В греческой рукописи XI в., содержащей текст из Минеи,
говорится следующее:
'В тот же день, 25 декабря, поклонение магов. В те дни некий
Валаам из
страны персов взволновался и стал пророчествовать и многое
другое, и
это, а именно: что взойдет звезда от Иакова и сокрушит
старейшин
Моава. Остальные прорицатели и маги имели такое пророчество
путем
передачи. Наконец, дошло оно до троих магов - царей
персидских, и они ждали, когда увидят звезду Христа, потому
wrn она не сделала своей орбиты, как остальные звезды, с
востока на запад, а к северу. Узнав, что звезда означает
рождение великого царя, они отправились за звездой и звезда
остановилась над пещерой, в которой родился ребенок...' [80,
с. 43 J, и т.д.
В средневековой греческой литературе существовала тенденция
отождествлять Заратуштру с Валаамом и Барухом, упоминаемым в
Ветхом Завете [80, с. 44 ]. Первый из них был знаменитым
предсказателем, жившим в Сирии в эпоху вторжения израильтян
в Палестину, а второй - другом пророка Иеремии (VII в. до
н.э.), записавшим пророчества последнего. Возможно, что это
отждсствление Заратуштры с библейскими персонажами указывает
на его связь с иудейской традицией, а также и на его
возможных предшественников. В 'Биографии Шенраба' ('Зермиг',
III) рассказывается о посещении учителем Иерусалима, где он
проповедовал свою религию, что, в свою очередь, может иметь
отношение к магам, которые '...достигли на востоке
Иерусалима, как это было предсказано Зердуштом''.
Еще одним значительным совпадением, сближающим биографии
Заратуштры и Шенраба, является то, что первый из них,
согласно традиции, умер или погиб в Средней Азии, возможно,
в Балхе, тогда как второй был похоронен в Согдианс.
Правдоподобность тибетского сообщения о похоронах Шенраба в
этом районе Ирана подтверждается описанием обряда похорон,
который состоял в том, что останки умершего были помещены в
специальный сосуд. Практика подобного рода - восточного
происхождения.
Говоря о совпадениях, сближающих биографии Шенраба и
Заратуштры, мне хотелось бы особо подчеркнуть то
обстоятельство, что в 'Авесте' соединены две противоположные
тенденции: монотеизм, связанный с именем Заратуштры,
который, очевидно, не индоиранского происхождения, и
традиционный маздаизм, восходящий к древним иранским культам
[123, с. 65-67].
Религия Заратуштры, в которой еврейский монотеизм соединился
с иранским дуализмом и обрядами, смогла устоять, а потом и
широко распространиться только благодаря тому, что она
впоследствии ассимилировала v-тарые народные верования и
культы. Этот процесс ассимиляции ускорился после завоевания
Ахеменидского государства Александром Македонским [50, с.
401 ].
Таким образом, мы подходим к дате - 312-й год до н.э., т.е.
к началу селевкидского летоисчисления, которое сасанидскис
зороастрийцы отождествляли с началом мировой эры,
наступившей с пришествием Заратуштры. Но те же зороастрийцы
были весьма недалеки от истины, относя деятельность своего
учителя и пророка за несколько столетий до Александра.
Историки Востока как в прошлом веке, так и в нашем,
анализируя исторические процессы, происходившие на Ближнем
Востоке и в Иране в первое пятисотлетие до нашей эры,
приходили к выводу, что зороастризм был вызван к жизни
борьбой персов против эллинизма в эпоху Селевкидов (IV-II
вв. до н.э.) [72, II, с. 186].
Известный английский историк Тойнби тоже связывает
возникновение и распространение зороастризма с борьбой
иранцев против эллинизма. Зороастризм, по его мнению, уже
созрел в сирийском мире до эллинского вторжения. Силой
зороастризма иранцы в восточном домене сирийской
цивилизации, в которую включается также