Б.И.Кузнецов

Древний Иран и Тибет (История религии бон)

У каждого из них было по нескольку жен, дочерей и

сыновей. Вся их жизнь прошла в борьбе со злыми духами. И

тот, и другой выступали, в равной степени безуспешно, против

кровавых жертвоприношений. Оба они предсказывали появление

мессии, во времена которого их учение победит во всем мире и

добро восторжествует над злом. Их пророчества заслуживают

того, чтобы остановиться на них подробнее.

Появление волхвов (в оригинале - магов) в Евангелии от

Матфея имеет прямое отношение к этим пророчествам.

Евангельский эпизод с магами породил в христианской

литературе целую серию произведений, в которых маздаистские

верования переплетаются с церковной традицией. Так,

например, в одном из апокрифических евангелий говорится

следующее:

'Маги достигли на востоке Иерусалима, как это было

предсказано Зердуштом' [80, с. 42 ].

В греческой рукописи XI в., содержащей текст из Минеи,

говорится следующее:

'В тот же день, 25 декабря, поклонение магов. В те дни некий

Валаам из

страны персов взволновался и стал пророчествовать и многое

другое, и

это, а именно: что взойдет звезда от Иакова и сокрушит

старейшин

Моава. Остальные прорицатели и маги имели такое пророчество

путем

передачи. Наконец, дошло оно до троих магов - царей

персидских, и они ждали, когда увидят звезду Христа, потому

wrn она не сделала своей орбиты, как остальные звезды, с

востока на запад, а к северу. Узнав, что звезда означает

рождение великого царя, они отправились за звездой и звезда

остановилась над пещерой, в которой родился ребенок...' [80,

с. 43 J, и т.д.

В средневековой греческой литературе существовала тенденция

отождествлять Заратуштру с Валаамом и Барухом, упоминаемым в

Ветхом Завете [80, с. 44 ]. Первый из них был знаменитым

предсказателем, жившим в Сирии в эпоху вторжения израильтян

в Палестину, а второй - другом пророка Иеремии (VII в. до

н.э.), записавшим пророчества последнего. Возможно, что это

отждсствление Заратуштры с библейскими персонажами указывает

на его связь с иудейской традицией, а также и на его

возможных предшественников. В 'Биографии Шенраба' ('Зермиг',

III) рассказывается о посещении учителем Иерусалима, где он

проповедовал свою религию, что, в свою очередь, может иметь

отношение к магам, которые '...достигли на востоке

Иерусалима, как это было предсказано Зердуштом''.

Еще одним значительным совпадением, сближающим биографии

Заратуштры и Шенраба, является то, что первый из них,

согласно традиции, умер или погиб в Средней Азии, возможно,

в Балхе, тогда как второй был похоронен в Согдианс.

Правдоподобность тибетского сообщения о похоронах Шенраба в

этом районе Ирана подтверждается описанием обряда похорон,

который состоял в том, что останки умершего были помещены в

специальный сосуд. Практика подобного рода - восточного

происхождения.

Говоря о совпадениях, сближающих биографии Шенраба и

Заратуштры, мне хотелось бы особо подчеркнуть то

обстоятельство, что в 'Авесте' соединены две противоположные

тенденции: монотеизм, связанный с именем Заратуштры,

который, очевидно, не индоиранского происхождения, и

традиционный маздаизм, восходящий к древним иранским культам

[123, с. 65-67].

Религия Заратуштры, в которой еврейский монотеизм соединился

с иранским дуализмом и обрядами, смогла устоять, а потом и

широко распространиться только благодаря тому, что она

впоследствии ассимилировала v-тарые народные верования и

культы. Этот процесс ассимиляции ускорился после завоевания

Ахеменидского государства Александром Македонским [50, с.

401 ].

Таким образом, мы подходим к дате - 312-й год до н.э., т.е.

к началу селевкидского летоисчисления, которое сасанидскис

зороастрийцы отождествляли с началом мировой эры,

наступившей с пришествием Заратуштры. Но те же зороастрийцы

были весьма недалеки от истины, относя деятельность своего

учителя и пророка за несколько столетий до Александра.

Историки Востока как в прошлом веке, так и в нашем,

анализируя исторические процессы, происходившие на Ближнем

Востоке и в Иране в первое пятисотлетие до нашей эры,

приходили к выводу, что зороастризм был вызван к жизни

борьбой персов против эллинизма в эпоху Селевкидов (IV-II

вв. до н.э.) [72, II, с. 186].

Известный английский историк Тойнби тоже связывает

возникновение и распространение зороастризма с борьбой

иранцев против эллинизма. Зороастризм, по его мнению, уже

созрел в сирийском мире до эллинского вторжения. Силой

зороастризма иранцы в восточном домене сирийской

цивилизации, в которую включается также