и мы получим яркий пример архетипа отца. Это явно прослеживается во взглядах Фехнера о земле. Он видит Землю живым существом, и зарождение жизни -плодом союза Солнца и Земли, и возможно, что аналогия не ограничивается этим. Одна теория утверждает, что мутации, в результате которых возникают новые виды, вызываются особыми излучениями, идущими от солнца, которое обладает настолько высокой энергией, что способно повлиять на структуру хромосом. Как правило это приводит к появлению нежизнеспособных форм, но в отдельных случаях эти видоизменения уже сложившейся структуры оказываются способными к жизни и воспроизведению, так что они закрепляются и в итоге дают миру новые виды. Интересно, что если в этой теории присутствует доля истины, то она позволяет нам рассматривать солнце, играющее оплодотворяющую роль по отношению к жизни на земле. Таким образом, активный принцип несет творческое начало, которое самостоятельно проявляется в мире, но для мужчины такое проявление оказывается почти невозможным. Причина этого кроется в особенностях человеческой природы. В Майтри Упанишаде говорится, что в каждом из нас есть частица Великого Я, но эта частица отрезана от своего источника, и не знает о нем. Это значит, мы созданы с целью трансформации, и способными к ней, а следовательно, должны войти в связь с чем-то высшим, чем мы сами, и это высшее должно быть в нас создано. В космическом смысле это означает, что никто из людей не может представлять исключительно независимый активный принцип, он всегда зависим, а значит - отражает пассивный принцип, не важно к какому полу он принадлежит. Мы оказываемся в странной ситуации; с одной стороны - мы всегда являемся, и не можем быть ничем иным, как пассивной силой по отношению к Высшей Силе, и в то же время, по отношению к нашему бытию, мужчина является носителем и представителем активного начала, хотя оно и не принадлежит собственно ему. То есть, от мужчины ожидается то, чем он быть не может, и я думаю, многие мужчины находят в своей роли нечто странное. Однако они склонны не признаваться себе в этом, ибо чувствуют, что занимают не свое положение, заставляющее их быть тем, чем они быть не могут.
Это своеобразие мужской природы находит выражение и в практической реальной жизни. Женщина, несущая пассивный принцип, принадлежащий ей и по факту и по сути, принимает материнство и выполнение своей космической роли естественно, но для мужчины быть отцом естественно лишь отчасти, и поэтому он выполняет свою роль не столь умело, как женщина свою. Так как отец соответствует своей роли только в проявлениях, но не в сущности, мы видим как правило, что мать выполняет свою функцию в воспитании ребенка лучше, чем отец, оказываясь лучшей матерью, чем мужчина - отцом.
Таким образом женщина кажется нам выражением естественной формы жизни, а мужчина - нет, но объяснить это мы себе не можем. Можно сказать, что именно космическое значение секса, выражающее универсальный закон тройственности, объясняет нам почему секс обладает такой огромной и всепроникающей силой. Если мы поймем космический смысл семьи, и будем всегда помнить об этом, то это может изменить нашу жизнь. Для нас хотя и очень трудно, но возможно жить в согласии с высшим порядком, и исполнить отпущенные нам роли. Поняв духовный аспект функции родителя, мы освободим себя от многих волнений.
Рассмотрим теперь, что такой взгляд на функции родителей означает с точки зрения взаимоотношений людей в обществе. Отношения мужчины и женщины обретают целостность за счет примиряющей роли ребенка, - таков многообразный, но всегда единый порядок. Поэтому семья по праву считается элементарной ячейкой общества, то есть, будучи разделенной, она не может сохранить свое качество. Это относится к сущностной стороне секса, однако ничто не требует участия в этом определенных родителей и появления только одного ребенка. Возможны различные сочетания в семье, что не разрушает основы семейных уз, и родительство всегда предполагает, независимо от ситуации, единственность и нерасторжимость отношений. Ни отец, ни мать, ни ребенок не могут быть заменены кем-то другим без разрушения целостности семьи, и полного ее изменения. Вряд ли в каких-либо человеческих отношениях присутствует это особое качество быть уникальными, которых ничто и никто заменить не может. Не важно, сколько женщина имела мужей, или мужчина - жен, или сколько у них детей, - родительские отношения остаются по характеру своему неизменными, в этом их сущность. Благодаря этим уникальным отношениям род человеческий обладает способностью