принятию, так и условием для совместного пути к нему. И тогда, если все стороны близких отношений, в большом и в малом, рассматриваются с точки зрения необходимости помогать друг другу достичь принятия, то начинает вырабатываться и проявляться единая воля двоих, несмотря на все их различия на уровне обычного мышления, чувств и восприятия.
Чтобы это стало возможным, нужно укротить свой эгоизм. Прийти к состоянию, в котором возможно принятие другого можно, только если присутствует соответствующая третья сила. Я слышал, что это очень хорошо выражено в словах священника, венчающего молодоженов: Вы пришли на свадьбу как двое, но теперь вы трое, потому что третьим стал Христос, и теперь, когда вы трое с Христом, через Христа вы можете стать одним. Но если вам не нравится такой язык - ибо мы склонны считать, что он .теперь не может пониматься столь возвышенно, то говоря в наших терминах, то третья сила, которая необходима для высшего союза - это Работа. Понять это непросто, потому что так очевидны различия супругов, и те конфликты, которые возникают во внешней жизни. Когда наша работа над собой уже набрала определенную силу, мы даже становимся способны видеть различия на психическом плане, о которых я говорил, когда мы касались внутреннего восприятия. Но еще глубже, гораздо глубже, чем все, что мы способны испытывать, в общепринятом смысле слова - лежат противоположные силы между мужчиной и женщиной в работе, и примирить их можно только достигнув единой воли. Я убежден, что истинный брак без Работы невозможен, ибо только она призвана примирить конфликтующие силы. Но эти силы не исчезают, напротив, они примиряются таким образом, что три становится одним, и работа поистине воплощается в них.
Если полное принятие друг друга стало таким образом реальностью, то наступает момент в эволюции совместной половой жизни, когда внутреннее единство уже несомненно, когда ясно видно, что нет доминирования одного супруга над другим, и все решения принимаются единодушно. Супруги, например, могут заметить, что их мысли очень часто совпадают, или их восприимчивость развивается настолько, что посмотрев на какой-либо предмет, они понимают, что видят в этом одно и то же. Но самое главное в том, что они способны принять свои отношения целиком, и действительно делают это, что дается им очень просто, ибо каждый абсолютно свободен, при этом они вдвоем образуют единое целое. Осознание отсутствия требований друг к другу и чувства собственности, и признание полного совпадения воли двоих говорят о том, что им открылся Бейт-ул-мухарем.
Следующая стадия внутренней эволюции половой жизни достигается, когда мужчина и женщина, развив в себе необходимую способность быть, делают следующий шаг в принятии от Бейт-ул-мухарем к БЕЙТ-УЛ-МУКАДЕС. Это место открыто и для других, - это не только личные покои. Слово МУКАДЕС означает священный, и когда мужчина и женщина входят туда, они становятся совершенно отличными от всех, кого мы знаем в обычной жизни. В Буддизме, например, вошедший в эту обитель получает имя Бодхисаттва.
Превзойдя собственную природу, мужчина и женщина способны на принятие всего рода человеческого, которое Гурджиев описывал, как беспристрастную любовь, в которой ВСЕ люди внутренне принимаются, как двое принимают друг друга в Бейт-ул-мухарем.
Через все стадии союза мужчины и женщины проходит единая нить, это принятие. Но не надо стесняться секса, считая, что единственной реальностью, имеющей ценность, является высший союз, в котором только и присутствует священное назначение полового акта. Даже без того, что я называю полным принятием возможно принятие Сиюминутное, момент, когда мужчина и женщина сознательно не ставят никаких условий и ничего не утаивают друг от друга. А так как это всего лишь миг, он остается только как память, заставляя людей пытаться пережить его снова, чего им не удается, ибо творческая энергия не в нашей власти.
Между мужчиной и женщиной может быть очень сильное притяжение, - даже любовь, но внутри, в их сознании присутствует ощущение, что у них нет полного и безоговорочного принятия. А ничто меньшее не позволяет реализовать удивительный потенциал человеческой натуры. Это требует жертв, не просто жертв своими интересами и склонностями, но жертвой себя, и готовностью из своего я превратиться в мы.
Большое несчастье для людей, которые способны на настоящий брак, если они упускают такую возможность, так как не знают, что для этого требуется, - в чем состоит секрет. Брак это очень важная ступень на пути к трансформации, но если мужчина и