и исчезают в соответствии с прарабдхой, про
шлой кармой, человека.
Ум, остающийся спокойным, — это самадхи, и не важно, воспринимается ли тогда мир или нет.
Окружение, время и объекты, все они находятся во мне. Как они могут быть независимыми от меня? Они могут изменяться, но я остаюсь неизменным, всегда одним и тем же. Объекты можно различать по их именам и формам, тогда как имя каждого человека только одно и это — "Я". Спросите любого, он говорит "Я" и говорит о себе как "Я", даже если Он Ишвара. Его имя также только "Я".
Так же дело обстоит и с местоположением. Пока я отождествлён с телом, до тех пор можно различить некое местоположение; в противном случае — нет. Разве я — тело? Разве тело заявляет себя в качестве "Я"?
Ясно, что все они — во мне. Если все они уничтожены полностью, то остающийся Покой есть Я. Это самадхи, это Я.
583. Г-н В. Ганапати Шастри показал Шри Бхагавану письмо от
одной дамы из Испании, Мерседес Де Акоста, сказав, что она при
едет сюда на следующий день. Шри Бхагаван заметил: "Удивитель
но, сколько хлопот доставляет людям моё присутствие здесь".
ВОСПОМИНАНИЕ
23 ноября
584. Некий посетитель начал вращать ручной вентилятор [пан
ках]. Шри Бхагаван сказал: Сейчас холодно, и рядом со мной по
ставили печку. Зачем ещё крутить вентилятор?
Затем он продолжил: Как-то прохладным утром, когда я жил в пещере Вирупакша, я сидел на открытом воздухе. Мне было холодно. Люди, как обычно, приходили, смотрели на меня и уходили обратно. Пришла группа посетителей из Андхра-Прадеш. Я не заметил, что они делают. Они находились позади меня. Неожиданно послышалось: "Бац!", и вода полилась мне на голову! Я вздрогнул от холода и обернулся. Эти люди разбили кокосовый орех и вылили его содержимое на меня. Они думали, что этим почитают меня. Они приняли меня за каменного идола.
585. Шри Бхагаван сказал, что этот город отличается тем, что
в него ведут девять дорог, не считая железной дороги; наваддваре
пуре дехе (здесь — аналогия с телом, которое сравнивается с горо
дом, имеющим девять ворот1).
586. Посетитель из Андхра-Прадеш спросил: Как человеку
оставаться спокойным? Это так трудно. Должны ли мы практи
ковать для этого йогу? Или есть какие-нибудь другие средства?
1 См. Бхагавад-Гита (V, 13).
290Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1938 года
291М. То, что не трудно, выглядит трудным. Человек склонен блуждать повсюду. Ему сказали жить в спокойствии дома, но он считает это трудным, потому что хочет бродить везде.
П. Есть ли какая-либо особенная духовная практика