Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

и исчезают в соответствии с прарабдхой, про

шлой кармой, человека.

Ум, остающийся спокойным, — это самадхи, и не важно, воспринимается ли тогда мир или нет.

Окружение, время и объекты, все они находятся во мне. Как они могут быть независимыми от меня? Они могут изменяться, но я остаюсь неизменным, всегда одним и тем же. Объекты можно различать по их именам и формам, тогда как имя каждого человека только одно и это — "Я". Спросите любого, он говорит "Я" и говорит о себе как "Я", даже если Он Ишвара. Его имя также только "Я".

Так же дело обстоит и с местоположением. Пока я отождествлён с телом, до тех пор можно различить некое местоположение; в противном случае — нет. Разве я — тело? Разве тело заявляет себя в качестве "Я"?

Ясно, что все они — во мне. Если все они уничтожены полностью, то остающийся Покой есть Я. Это самадхи, это Я.

583. Г-н В. Ганапати Шастри показал Шри Бхагавану письмо от

одной дамы из Испании, Мерседес Де Акоста, сказав, что она при

едет сюда на следующий день. Шри Бхагаван заметил: "Удивитель

но, сколько хлопот доставляет людям моё присутствие здесь".

ВОСПОМИНАНИЕ

23 ноября

584. Некий посетитель начал вращать ручной вентилятор [пан

ках]. Шри Бхагаван сказал: Сейчас холодно, и рядом со мной по

ставили печку. Зачем ещё крутить вентилятор?

Затем он продолжил: Как-то прохладным утром, когда я жил в пещере Вирупакша, я сидел на открытом воздухе. Мне было холодно. Люди, как обычно, приходили, смотрели на меня и уходили обратно. Пришла группа посетителей из Андхра-Прадеш. Я не заметил, что они делают. Они находились позади меня. Неожиданно послышалось: "Бац!", и вода полилась мне на голову! Я вздрогнул от холода и обернулся. Эти люди разбили кокосовый орех и вылили его содержимое на меня. Они думали, что этим почитают меня. Они приняли меня за каменного идола.

585. Шри Бхагаван сказал, что этот город отличается тем, что

в него ведут девять дорог, не считая железной дороги; наваддваре

пуре дехе (здесь — аналогия с телом, которое сравнивается с горо

дом, имеющим девять ворот1).

586. Посетитель из Андхра-Прадеш спросил: Как человеку

оставаться спокойным? Это так трудно. Должны ли мы практи

ковать для этого йогу? Или есть какие-нибудь другие средства?

1 См. Бхагавад-Гита (V, 13).

290

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1938 года

291

М. То, что не трудно, выглядит трудным. Человек склонен блуждать повсюду. Ему сказали жить в спокойствии дома, но он считает это трудным, потому что хочет бродить везде.

П. Есть ли какая-либо особенная духовная практика