ними.
- Что это за враги, дон Хуан?
Он отказался говорить о врагах. Он сказал, что должно пройти много
времени прежде, чем этот предмет будет иметь для меня какой-то смысл.
Я попытался удержать эту тему разговора и спросил его, могу ли я
стать человеком знания. Он сказал, что, пожалуй, никто не может знать это
наверняка. Но я настаивал на том, чтобы узнать, нет ли какого-нибудь
другого способа, который он мог бы применить, чтоб определить, имею ли я
шанс стать человеком знания или нет. Он сказал, что это будет зависеть от
моей битвы против четырех врагов: или я одержу победу, или они победят
меня, но невозможно предсказать исход битвы.
- Ты должен рассказать мне, что это за враги, дон Хуан.
Он не ответил, я вновь настаивал, но он перевел разговор на что-то
другое.
15 апреля 1962 года.
Когда я собирался уезжать, я решил еще раз спросить его о врагах
человека знания. Я доказывал, что в течение какого-то времени я не смогу
вернуться и что мне кажется неплохой идеей записать все, что он сможет мне
сказать, а потом подумать над этим, пока я буду в отсутствии.
Он некоторое время колебался, а потом начал говорить:
- Когда человек начинает учиться - сначала понемногу, он никогда не
знает своих препятствий. Его цель расплывчата. Его намерение не
направлено. Он надеется на награды, которые никогда не материализуются,
потому что он ничего не знает о трудностях учения.
Он медленно начинает учиться - сначала понемногу, потом - большими
шагами. И скоро его мысли смешиваются. То, что он узнает, никогда не
оказывается тем, что он себе рисовал или вообразил, и потому он начинает
пугаться. Учение всегда несет не то, что от него ожидают. Каждый шаг
ученика - это новая задача, и страх, который человек испытывает, начинает
безжалостно и неуклонно расти. Его цель оказывается полем битвы.
И, таким образом, он натыкается на своего первого природного врага -
страх! - ужасный враг, предательский и трудноодолимый. Он остается скрытым
на каждом повороте пути, маскируясь, выжидая. И если человек, испугавшись
в его присутствии, побежит прочь, то враг положит конец его притязаниям.
- Что случится с человеком, если он в страхе убежит?
- Ничего с ним не случится, кроме того, что он никогда не научится.
Он никогда не станет человеком знания. Он, может быть, станет упрямцем, не
желающим ничего видеть, или безвредным испуганным человеком, во всяком
случае, он будет побежденным человеком. Его первый природный враг положит
конец его притязаниям.
- И что он должен делать, чтобы одолеть страх?
- Ответ очень прост. Он не должен убегать. Он должен победить свой
страх и, посмотря на него, он должен сделать следующий шаг в учении, и
следующий, и следующий. Он должен быть полностью испуганным, но все же, он
не должен останавливаться.
Таково правило. И придет момент, когда его первый враг отступит.
Человек начинает чувствовать уверенность в себе. Его стремление крепнет.
Учение - уже не пугающая задача.
Когда придет этот радостный момент, человек может сказать без
колебания, что он победил своего первого природного врага.
- Это случится сразу, дон Хуан, или мало-помалу?
- Это случится мало-помалу. И все же страх исчезнет быстро и
внезапно.
- Но не будет ли человек испуган снова, если с ним случится что-либо
новое?
- Нет, если человек однажды уничтожил страх, то он свободен от него
до конца своей жизни, потому что вместо страха он приобрел ясность мысли,
которая рассеивает страх. К этому времени человек знает свои желания. Он
может видеть новые шаги в учении, и острая ясность мысли отражает все.
Человек чувствует, что нет ничего скрытого.
И таким образом он встречает своего второго врага: ясность мысли,
которую трудно достичь, она рассеивает страх, но также ослепляет.
Она заставляет человека никогда не сомневаться в себе. Она дает ему
уверенность, что он может делать все, что ему захочется, потому что он
видит все ясно, насквозь.
И он мужественен потому, что он ясно видит. И он ни перед чем не
останавливается, потому что он ясно видит. Но все это - ошибка. Это вроде
чего-то неполного.
Если человек поддается этому мнимому могуществу, значит он побежден
своим вторым врагом и будет топтаться в учении.
Он будет бросаться, когда надо быть терпеливым, или он будет терпелив
тогда, когда следует спешить.
И он будет топтаться в учении, пока не выдохнется, неспособный
научиться чему-нибудь еще.
- Что случится с человеком, который побежден таким способом, дон
Хуан? Он что, в результате умрет?
- Нет, не умрет. Его второй