Карлос Кастанеда

Разговоры с доном Хуаном

Хуан создал второе специальное состояние обычной реальности тоже,

как тест, как своего рода подтверждение своего учения. Оба эти специальные

состояния обычной реальности были как бы переходной фазой его учения. Они,

по-видимому, являлись точками сочленения. И это второе состояние отметило

мой переход на новую стадию обучения, характеризующуюся более

непосредственным рабочим контактом между учителем и учеником, с целью

достижения особого соглашения.

Третья процедура, которую практиковал дон Хуан для подготовки

специального соглашения, состояла в том, чтобы заставить меня дать

подробный отчет о своих ощущениях, являющихся следствием состояния

необычной реальности и каждого специального состояни обычной реальности, а

потом выбрать моменты из моего рассказа. Существенным фактором была

возможность направлять исход состояний необычной реальности, и моим

безоговорочным убеждением было, что такие характеристики составляющих

элементов необычной реальности, как стабильность, необычайность и

отсутствие обычного соглашения, были им присущи, и они являлись

результатом деятельности дона Хуана. В основе этого допущения было

наблюдение, которое заключалось в том, что составляющие элементы первого

состояния необычной реальности, которые я прошел, обладали теми же тремя

характеристиками, а дон Хуан только лишь начал давать свои указания.

Допуская, что эти характеристики были присущи составляющим элементам

необычной реальности в целом, дон Хуан поставил задачу применить их в

качестве основы для управления исходом каждого состояния необычной

реальности, вызванного dатurа inохiа, рsilоsyве мехiсаnа, и лофофора

виллиамсиа.

Этот подробный отчет, который дон Хуан заставил меня сделать после

каждого состояния необычной реальности, являлся подтверждением этого

опыта. В него входил подробный рассказ о моих ощущениях во время каждого

состояния. Это доказательство имело два аспекта: 1. Воспоминания о

событиях и 2. Описание воспринимаемых составляющих элементов. Воспоминания

о событиях были связаны с ситуациями, которые я воспринимал во время

опыта, о котором я рассказывал: т.е. это были события, которые

по-видимому, произошли и действия, которые я, по-видимому, производил.

Описание воспринятых составляющих элементов представило собой мой рассказ

об особой форме и специфических деталях составляющих элементов, которые я

по-видимому, воспринял. При каждом подтверждении эксперимента дон Хуан

отбирал определенные моменты следующим образом: 1. Обращая внимание на

какие-то определенные части моего рассказа, и 2. Отбрасывая все не имеющие

значения. Перерывами между состояниями необычной реальности было то время,

когда дон Хуан интерпретировал ход эксперимента.

Я назвал первую часть "акцептуация", потому что в основе его лежала

разница между тем, что дон Хуан ставил для меня целью, которую я должен

был достигнуть в состоянии необычной реальности, и тем, что я сам

воспринял. Акцептуация означала, что дон Хуан выделял какую-то часть моего

рассказа, концентрируя на ней свои выводы. Акцептуация была либо

позитивной, либо - негативной. Позитивная акцептуация означала, что дон

Хуан был удовлетворен каким-то определенным явлением, которое я воспринял,

так как это соответствовало тем конечным целям, которые, как он ожидал, я

достигну в состоянии необычной реальности. Негативная акцептуация

означала, что дон Хуан не был удовлетворен тем, что я воспринял, потому

что это могло не совпадать с его ожиданиями или потому, что этого было

недостаточно. Тем не менее, он все равно концентрировался на этой части,

чтобы подчеркнуть негативность моего восприятия. Второй селективный

процесс, который практиковал дон Хуан, - не обращать внимания на некоторые

части моего рассказа. Я называл это "отсутствием акцептуации", так как оно

было противоположным акцептуации. Думается, что, не придавая значения

отдельным частям моего рассказа, имеющим отношение к составляющим

элементам, которые дон Хуан считал излишними для его учения, он

практически игнорировал мое восприятие таких же элементов в последующих

состояниях необычной реальности.

Руководство специальным соглашением

Вторым аспектом работы дона Хуана в качестве учителя было руководство

специальным соглашением, направляя исход каждого состояния необычной

реальности и каждого специального состояния обычной реальности. Дон Хуан

направлял этот исход методично манипулируя внешними и внутренними уровнями

необычной реальности и внутренним уровнем специальных состояний обычной

реальности.

Внешний