оно должно исчезнуть, но первое, что человек должен
сознавать, это необходимость испытывать это чувство с тем, чтобы должным
образом оценить это чувство. Дон Хуан утверждал, что человек способен
победить страх, только будучи лицом к лицу с ним.
Будучи бойцом, человек знания должен быть всегда активным, начеку.
Человек на войне должен быть начеку, чтобы осознавать два аспекта знания:
(1) осознание намерения и (2) осознание ожидаемого постоянного движения.
Осознание намерения - это знание факторов, участвующих во
взаимоотношении между специфической целью любого обязательного действия и
целью действия отдельного человека. Так как у всех обязательных действий
есть определенная цель, человек знания должен быть всегда активен, т.е. он
должен быть в состоянии сочетать определенную цель каждого обязательного
действия с тем определенным мотивом, который побудил его к действию.
Осознавая эту взаимосвязь, человек знания должен быть в состоянии
осознавать, что такое ожидаемое постоянное движение. То, что я назвал
"осознание ожидаемого постоянного движения" - это уверенность в том, что
человек в состоянии всегда определить значимые изменения, происходящие во
взаимоотношении между специфической целью действия и мотивов личности,
побуждающих личность действовать. Осознавая это движение, человек,
предполагается, должен обнаруживать самые незначительные изменения. Это
целенаправленное осознание изменений объясняет признание и интерпретацию
предзнаменований и других необычных событий.
Последний аспект бойцовского поведения - это необходимость
уверенности в себе, т.е. уверенность в том, специфическая цель действия,
которое возможно выбрано, была единственной вероятной альтернативой для
специфических личных мотивов действия. Без уверенности в себе человек не
способен выполнить один из аспектов учения: способность утверждать знание,
как власть.
С_т_а_н_о_в_и_т_ь_с_я_ ч_е_л_о_в_е_к_о_м_ з_н_а_н_и_я_ -
н_е_п_р_е_к_р_а_щ_а_ю_щ_и_й_с_я_ п_р_о_ц_е_с_с.
Быть человеком знания не подразумевает постоянство. Никогда не было
уверенности в том, что выполняя все задания преподаваемого знания, можно
стать человеком знания. Очевидно, что роль этих заданий состоит в том,
чтобы показать, как стать человеком знания. Итак, стать человеком знания -
это задача, которая не могла быть выполнена полностью, скорее это
непрерывный процесс, включающий в себя 1) мысль о том, что каждый должен
искать новые способы, как стать человеком знания, 2) мысль о собственном
непостоянстве и 3) выбранному занятию должно отдаваться сердце.
Вопрос об обновлении способов становления человеком знания обсуждался
в связи с темой четырех символических препятствий, встречающихся на пути
человека обучающегося: страх, ясность, власть и возраст. Возобновление
поиска нового подразумевает умение себя контролировать и сохранять
контроль над собой. Настоящий человек знания должен бороться против каждой
из этих враждебных сил последовательно до конца жизни, чтобы активно
участвовать в процессе приобретение знания. Несмотря на истинное
возобновление поиска, перевес неизбежно не на стороне человека, он
отступит перед последним из символических препятствий. В этом заключается
идея непостоянства.
Компенсация негативности человеческого непостоянства - это указание
на то, что выбравший путь должен делать это "от всего сердца". Это
выражение метафорическое, означает, что, несмотря на непостоянство,
человек должен идти избранным путем и должен находить удовлетворение и
самовыражение в самом процессе выбора наиболее приемлемой альтернативы и
идентифицировать себя с ней полностью.
Дон Хуан выразил рациональную сущность всего своего учения
метафорически таким образом, что для него важно было найти путь сердцем и
пройти по нему до конца, для него достаточно идентифицировать себя
полностью с этой альтернативой. Удовлетворение приносило само прохождение
этого пути, надежда достичь какого-то перманентного состояния за пределами
его знания.
2. ЧЕЛОВЕК ЗНАНИЯ ИМЕЛ СОЮЗНИКА (О_Л_Л_И)
Мысль о том, что человек знания имел о_л_л_и, была самой важной из
семи составляющих, единственно необходимая для объяснения сущности
человека знания. По классификации дона Хуана, человек знания имел о_л_л_и
в то вермя, как у обычного человека его не было, и именно в этом состояло
различие между ними.
Дон Хуан описывал о_л_л_и, как "силу, которая способна
транспортировать человека за пределы его личности", т.е. силу, которая
способна вынести его за пределы обыденности. Соответственно