Карлос Кастанеда

Разговоры с доном Хуаном

состояния обычной реальности. элементы, на которых он

сосредоточивался, были, очевидно, выбраны наугад, т.к. самым важным был

процесс совершенствования принятой другой формы. Окончанием наблюдения

было мое возвращение в обычную реальность. Ясно, что этот процесс также

требовал от дона Хуана максимального наблюдения, хотя самого процесса я

вспомнить не мог.

Наблюдение, необходимое для состояний, вызванных lорнорноrа williаsii

было сочетанием двух других. Дон Хуан находился рядом со мной как можно

дольше, хотя никоим образом не пытался направлять меня в необычную

реальность или из нее.

Второй уровень измененного порядка в необычной реальности - это,

по-видимому, внутренние стандарты или, по-видимому, внутреннее

расположение ее составляющих элементов. Я дал ему название "внутренний

уровень" и здесь я допускаю, что составляющие элементы являлись субъектами

трех основных процессов, которые представлялись результатом руководства

дона Хуана: 1 - движение в направлении особенного, 2 - движение в

направлении более экстенсивного диапазона оценки, и 3 - движение в

направлении более прагматичного использования необычной реальности.

Движение в направлении особенного представляло собой продвижение

составляющих элементов каждого последующего состояния необычной реальности

к большей точности и специфичности. Оно влекло за собой два момента: 1 -

движение в направлении особых отдельных форм, и 2 - движение в направлении

особых общих результатов.

Под движением в направлении особых отдельных форм подразумевалось,

что составляющие элементы были аморфно знакомы на ранних состояниях

необычной реальности и стали особыми и незнакомыми в поздних состояниях.

Это движение, по-видимому, охватывало два уровня изменения в составляющих

элементах необычной реальности: 1 - прогрессирующая сложность

воспринимаемой детали и 2 - прогрессия от знакомых к незнакомым формам.

Прогрессирующая сложность воспринимаемой детали означает, что в

каждом последовательном состоянии необычной реальности те ежеминутные

подробности, которые я воспринимал, как составляющие этих элементов,

становились более сложными. Я пришел к выводу, что усложнялась сама

структура составляющих элементов, но их более мелкие составляющие не

перепутывались. Возрастающая сложность скорее означала более гармоничное

восприятие каких-то деталей, которое варьировалось от впечатлений от

каких-то неясных форм в начале состояний до восприятия мною мельчайших

подробностей на поздней стадии.

Прогрессия от знакомых к незнакомым формам означает, что сначала

форма составляющих элементов либо напоминала формы, существующие в обычной

реальности или, по крайней мере, ассоциировались с повседневной жизнью. Но

при последующих состояниях необычной реальности особые формы, составляющие

форм и схема расположения элементов становились постепенно незнакомыми до

тех пор, пока я был уже не в состоянии ассоциировать их с чем-либо в

обычной реальности.

Прогрессия составляющих элементов в направлении особых общих

результатов означала приближение конечного общего результата, который я

достигал в каждом отдельном состоянии необычной реальности, к тому,

которого хотел дон Хуан, когда речь шла о подтверждении правила, т.е.

необычная реальность вызывалась для подтверждения правила и подтверждение

становилось все более специфическим при каждой последующей попытке.

Вторым общим процессом внутреннего уровня необычной реальности было

движение в направлении расширения диапазона оценки. Другими словами, это

та самая цель, которую я преследовал на каждом последующем этапе состояния

необычной реальности, стремясь с каждым разом концентрироваться на как

можно более большем количестве объектов. Предмет обсуждения здесь - это

либо существует какая-то одна область, которая расширяется, либо моя

способность к восприятию увеличивается с каждым следующим состоянием.

Учение дона Хуана подтверждало мысль о том, что это была целая область, и

я назвал эту воображаемую область "диапазон оценки". Ее прогрессирующее

расширение состояло в сенсорной оценке, которую я сделал на основе

составляющих необычной реальности, существующих в каком-то определенном

диапазоне. Я оценил и проанализировал эти составляющие элементы, как мне

кажется, сенсорно и по всем данным я почувствовал тот диапазон, в котором

они существуют экстенсивно и всеобъемлюще в каждом следующем состоянии.

Диапазон оценки бывает двух видов: 1) зависимый диапазон и 2)

независимый диапазон. Зависимый диапазон - это область, в которой

составляющие