состояния обычной реальности. элементы, на которых он
сосредоточивался, были, очевидно, выбраны наугад, т.к. самым важным был
процесс совершенствования принятой другой формы. Окончанием наблюдения
было мое возвращение в обычную реальность. Ясно, что этот процесс также
требовал от дона Хуана максимального наблюдения, хотя самого процесса я
вспомнить не мог.
Наблюдение, необходимое для состояний, вызванных lорнорноrа williаsii
было сочетанием двух других. Дон Хуан находился рядом со мной как можно
дольше, хотя никоим образом не пытался направлять меня в необычную
реальность или из нее.
Второй уровень измененного порядка в необычной реальности - это,
по-видимому, внутренние стандарты или, по-видимому, внутреннее
расположение ее составляющих элементов. Я дал ему название "внутренний
уровень" и здесь я допускаю, что составляющие элементы являлись субъектами
трех основных процессов, которые представлялись результатом руководства
дона Хуана: 1 - движение в направлении особенного, 2 - движение в
направлении более экстенсивного диапазона оценки, и 3 - движение в
направлении более прагматичного использования необычной реальности.
Движение в направлении особенного представляло собой продвижение
составляющих элементов каждого последующего состояния необычной реальности
к большей точности и специфичности. Оно влекло за собой два момента: 1 -
движение в направлении особых отдельных форм, и 2 - движение в направлении
особых общих результатов.
Под движением в направлении особых отдельных форм подразумевалось,
что составляющие элементы были аморфно знакомы на ранних состояниях
необычной реальности и стали особыми и незнакомыми в поздних состояниях.
Это движение, по-видимому, охватывало два уровня изменения в составляющих
элементах необычной реальности: 1 - прогрессирующая сложность
воспринимаемой детали и 2 - прогрессия от знакомых к незнакомым формам.
Прогрессирующая сложность воспринимаемой детали означает, что в
каждом последовательном состоянии необычной реальности те ежеминутные
подробности, которые я воспринимал, как составляющие этих элементов,
становились более сложными. Я пришел к выводу, что усложнялась сама
структура составляющих элементов, но их более мелкие составляющие не
перепутывались. Возрастающая сложность скорее означала более гармоничное
восприятие каких-то деталей, которое варьировалось от впечатлений от
каких-то неясных форм в начале состояний до восприятия мною мельчайших
подробностей на поздней стадии.
Прогрессия от знакомых к незнакомым формам означает, что сначала
форма составляющих элементов либо напоминала формы, существующие в обычной
реальности или, по крайней мере, ассоциировались с повседневной жизнью. Но
при последующих состояниях необычной реальности особые формы, составляющие
форм и схема расположения элементов становились постепенно незнакомыми до
тех пор, пока я был уже не в состоянии ассоциировать их с чем-либо в
обычной реальности.
Прогрессия составляющих элементов в направлении особых общих
результатов означала приближение конечного общего результата, который я
достигал в каждом отдельном состоянии необычной реальности, к тому,
которого хотел дон Хуан, когда речь шла о подтверждении правила, т.е.
необычная реальность вызывалась для подтверждения правила и подтверждение
становилось все более специфическим при каждой последующей попытке.
Вторым общим процессом внутреннего уровня необычной реальности было
движение в направлении расширения диапазона оценки. Другими словами, это
та самая цель, которую я преследовал на каждом последующем этапе состояния
необычной реальности, стремясь с каждым разом концентрироваться на как
можно более большем количестве объектов. Предмет обсуждения здесь - это
либо существует какая-то одна область, которая расширяется, либо моя
способность к восприятию увеличивается с каждым следующим состоянием.
Учение дона Хуана подтверждало мысль о том, что это была целая область, и
я назвал эту воображаемую область "диапазон оценки". Ее прогрессирующее
расширение состояло в сенсорной оценке, которую я сделал на основе
составляющих необычной реальности, существующих в каком-то определенном
диапазоне. Я оценил и проанализировал эти составляющие элементы, как мне
кажется, сенсорно и по всем данным я почувствовал тот диапазон, в котором
они существуют экстенсивно и всеобъемлюще в каждом следующем состоянии.
Диапазон оценки бывает двух видов: 1) зависимый диапазон и 2)
независимый диапазон. Зависимый диапазон - это область, в которой
составляющие