получить услуги, доступные в любой «религиозной лавке» при любой другой церкви.
Люди входят в огромный храм: мужчины — слева, женщины и дети — справа. Все уже поют мантру «нам-мо-хо-ринг-кьо»; некоторые занимаются этим уже около часа. Люди сидят или стоят на коленях, как им удобнее. Помощник жреца просит прихожан продолжать пение, пока он будет готовить алтарь. Над алтарем расположена огромная копия «Гошансан» (их священного писания), сделанная из золота и черного дерева. В сущности, в модельном зале достаточно золота, серебра, слоновой кости и черного дерева, чтобы поспорить с убранством любого христианского собора, накормить тысячи люд ей.
Наконец все свечи и курительные палочки зажжены, и жрец выходит на открытое место перед алтарем. Он ударяет в гонг, чтобы привести в чувство наиболее увлекшихся, и начинает службу с чтения молитвы по-японски. (Почему бы и нет? Если католики могут отправлять богослужение по-гречески и по-латыни...) Хотя большинство прихожан не имеет ни малейшего понятия о том, что говорит жрец, они послушно повторяют нараспев незнакомые слова. Первая молитва скорее похожа на признание, чем на традиционное обращение или хвалу божеству. Основная мантра присутствует как постоянный рефрен, сопровождающий каждую фразу.
Затем жрец начинает читать проповедь на отвлеченную теологическую тему, но сопровождает ее массой красивых общих фраз о добре, равенстве и милосердии. Он совершает особое благословение для новообращенных, которые подходят к алтарю в процессии, весьма напоминающей христианскую церемонию конфирмации. После этого жрец поворачивается к алтарю, и все снова начинают петь мантру: «Нам-мо-хо-ринг-къо, нам-мо-хо-ринг-кьо, нам-мо-хо'ринг-кьо...» Примерно через три минуты они на самом деле поют: «Къо-ринг-нам, къо-ринг-нам....», но это уже никого не волнует. Прихожане раскачиваются взад-вперед, «одержимые духом Гошансана». К пению добавляется еще один звук — щелканье молитвенных четок в такт песнопению, которое все продолжается и продолжается. ..
Жрец завершает службу несколькими молитвами и просьбами о благословении. Люди присоединяются — сначала с просьбами об удовлетворении своих личных желаний, а затем лишь для того, чтобы вернуться в состояние транса. Многие уходят, но некоторые остаются и часами стоят на месте, распевая: «Къо-ринг-нам, къо-ринг-нам...»
В освещенных луной холмах Реформатские Друиды Северной Америки (РДСА) отмечают Шамхайн (произносится «соаи»). Это ночь Хэллоуина, которая в старой кельтской культуре называлась «ночью между мирами», или началом нового года. РДСА практикует древние кельтские (особенно ирландские) религиозные убеждения и ритуалы, «реформированные» в том смысле, что больше не совершаются человеческие жертвоприношения. Секта была основана в начале 1960-х годов, и ее не следует путать с другими группами, выступающими под сходными названиями или объявляющими себя прямыми потомками доисторических ирландцев. РДСА не имеет таких больших претензий.
Служба начинается с молитв Матери-Земле (воплощению жизненной силы), Бе'алу (воплощению абстрактной сущности вселенной), Дэлону ап Лан-ду, Л лиру, Дану и другим божествам древней Ирландии. Распевая гимны, переведенные из кельтских манускриптов и реликвий, эти современные друиды возносят хвалу Природе. Они признают человеческие недостатки и пороки.
Зачем зачитываются пассажи из «Хроник» РДСА, и собравшиеся медитируют над ними. («Хроники» представляют собой историю движения, написанную
в стиле короля Джеймса, плюс упомянутые выше переводы, а также стихи и размышления. Все это считается творением людей обычных, хотя, возможно, и охваченных божественным вдохновением.)
Друиды носят на шее красные ленты, символизирующие цвет жизни. По мере продолжения церемонии «вода жизни» (примерно 80-градусной крепости) меняется на «воду сна» (чистая вода), а красные ленты меняются на белые, цвета смерти. Это символизирует начало Сезона Сна; красные ленты снова будут надеты лишь 1 мая, в начале Сезона Жизни.
Верховный друид произносит короткую проповедь на тему разрушительной деятельности человека и осквернения природы (РДСА занималась экологией задолго до превращения в секту). Он просит Мать-Землю благословить ее детей и наполнить их своей силой, чтобы они хорошо служили ей. Участники церемонии называют себя частицами Матери-Земли и подтверждают свою связь с нею и друг с другом.
После нескольких хвалебных молитв служба заканчивается. Участники, чувствующие себя окрепшими и умиротворенными, сидят на вершине холма, допивая «воду жизни», смотрят на звезды и