закон. Все это совершенно верно, но...
Никакие эксперименты никогда не повторяются в совершенно одинаковых условиях, просто потому, что Вселенная постоянно меняется. Для таких наук, как химия или физика, постоянные изменения слишком незначительны, чтобы повлиять на эксперименты (за исключением квантовой механики, где фактор вероятности является определяющим). Но, когда мы переходим к биологическим, а затем к общественным наукам, постоянные изменения условий, рождают серьезную проблему. Что же касается внутренних царств разума и магии, то там бесконечные изменения настолько велики по сравнению с действующими переменными, что исследователи буквально теряются. Имея дело с человеческим разумом, невозможно точно скопировать условия эксперимента.
Возможно, меню моего утреннего ланча оказывает самое незначительное воздействие на результат химического эксперимента. Но оно оказывает значительно большее влияние на мое пищеварение, общее состояние моего тела, мое отношение к коллегам и внимательность к окружающим. А если бы я попытался угадать карты Зенера с расстройством желудка... даже подумать страшно!
Итак, следует ли нам вообще учитывать проблему повторяемости? Да, следует. Не потому, что мы отчаянно пытаемся что-то доказать миру, подобно Дж. Б. Раину, но потому, что будучи прогрессивными учеными, мы не можем оставить эту проблему без внимания и пытаться доказывать что-либо к нашему собственному удовлетворению. Нам нужно стараться контролировать и повторять магические эксперименты хотя бы для того, чтобы повысить эффективность исследования предмета. Мы должны повторять эксперименты, чтобы получать обратную связь от удачных и неудачных результатов и вносить необходимые исправления. Тот факт, что переменных слишком много, еще не означает, что мы не можем пытаться внести ясность. В конце концов, нужно же с чего-то начинать. Давайте начнем с тех переменных, которые мы можем контролировать.
Рассмотрим проблему «личного участия». Как можно верить в успех эксперимента, испытывать сильные эмоции и тем не менее сохранять научную отстраненность от процесса исследования, совершая необходимые наблюдения? И то, и другое жизненно важно, если мы хотим сделать магию действительно экспериментальной наукой и получить от нее хоть какую-то практическую пользу.
Одно из решений выражается фразой «оставьте свой интеллект на вешалке у входа». В общем и целом это означает, что вы тщательно планируете эксперимент заранее, проводите его без единой научной мысли в голове и лишь затем начинаете анализировать результаты. Но для этого ваш тавматургический дизайн должен быть абсолютно надежным.
Другой метод хорошо работает для тех, кто умеет достигать временного «раздвоения личности». Если большая часть вашего сознания сосредотачивается на эксперименте, в то время как меньшая часть выполняет роль беспристрастного наблюдателя, вы можете генерировать достаточно эмоций в одной части сознания, не затрагивая другую. Однако это очень трудная задача, требующая многолетней подготовки.
Третье решение — установить скрытые камеры, микрофоны и другое записывающее оборудование, работающее во время эксперимента, чтобы (а) вам самим не приходилось думать о нем и (6) вы получили дополнительное подтверждение своих субъективных ощущений или результатов. Это приводит нас к проблеме оборудования. Очень трудно изобрести оборудование для измерения тавматургических переменных, не нарушающее ход самого эксперимента. Большая часть полевого измерительного оборудования влияет на то, что подвергается измерению — точно так же, как закоренелый скептик может уничтожить призрака генерированием статического шума катапси. В сущности, даже осознания того, что они подвергаются измерению, иногда бывает достаточно, чтобы участники эксперимента прибегали к различным видам анти-пси в качестве защиты.
Производство надежного измерительного оборудования, несомненно, является задачей технологического прогресса. Существует также проблема изготовления соответствующих орудий для ритуалов, но эту тему мы обсудим позднее.
Все вышеперечисленное приводит нас к обсуждению проблемы оценки: что можно считать успехом в магическом эксперименте? Например, вы создаете заклинание, чтобы в следующий понедельник пошел дождь, и этот день действительно оказывается дождливым. Многие могли бы этим удовлетвориться, но тавматург хочет знать, почему пошел дождь. Благодаря его заклинанию или по чистой случайности? Если дождь пошел в результате заклинания, то какие части ритуала были совершенно необходимыми, а какие — не столь важными?