репутацию из-за его использования в ритуалах вудуизма, насылания порчи и проклятия во многих других культурах. Действительно, этим законом можно воспользоваться для убийства, но можно воспользоваться и для исцеления. Закон гласит, что «предметы, однажды находившиеся в контакте, продолжают взаимодействовать после разделения». Здесь делается акцент на предметах или людях, вступавших в физический контакт друг с другом.
Таким образом, вы можете использовать волосы или состриженные ногти, чтобы наслать порчу, поскольку ногти ассоциируются с жертвой. Или же вы можете окропить больного младенца «святой водой», чтобы исцелить его от недуга. Ключевая фраза здесь — «сила заразительна».
Эти два закона часто работают вместе. Одним из примеров может служить ритуальный каннибализм, о котором уже говорилось. Другой пример — магия плодородия: справление нужды на полях перед распашкой или окропление виноградных гроздьев лучшим вином, чтобы урожай был высокого качества. Почти все религиозные ритуалы обращаются к этим законам — например, когда священник чертит на теле верующего знак креста освященным маслом или водой или когда новобрачных на свадьбе осыпают «рисом плодородия».
Обратная ассоциация используется в «черных ритуалах», где обряды идейного противника искажаются или выворачиваются наизнанку, что должно свидетельствовать об их бессилии. К примеру, в так называемых черных мессах ритуалы и молитвы совершаются в обратном порядке, а безобразные и непристойные вещи ассоциируются с тем, что обычно считается священным и могущественным. Также распространена практика использования жестов, символов, слов и имен противника в противоречивых или абсурдных сочетаниях, чтобы уничтожить его силу.
Закон Ассоциации со своими многочисленными следствиями, вероятно, используется чаще, чем любой другой закон. Так как магия является преимущественно функцией разума и его схем мышления, можно ожидать, что этот наиболее часто используемый закон тесно связан с принципом работы человеческого разума. И это действительно так, поскольку главная функция мозга заключается в ассоциативном мышлении.
По мнению большинства психологов мысли, чувства и воспоминания являются результатом корреляции (ассоциации) между уже упорядоченными данными и новыми данными, постоянно воспринимаемыми через органы чувств. При ассоциации данных возникают определенные схемы. Разум в целом, или личность, состоит из миллионов схем, складывающихся в метасхему (этим термином мы будем пользоваться и далее). Все можно назвать «данными», будь то ощущения, воспоминания, фантазии, убеждения, ценности, методики, правила или сочетание всего вышеперечисленного в любом виде. Ваша память хранит в себе коллекцию ранее упорядоченных схем. Новая информация сравнивается с уже усвоенной, новые ассоциации формируют новые схемы или модифицируют старые; одна новая порция сведений может изменить представление о проблеме в целом. Надо сказать, наиболее крупные схемы весьма устойчивы и консервативны — человек скорее сойдет с ума, чем признает, что он должен изменить свою метасхему мышления. Хорошо известно, что люди, успешно изменившие свои метасхемы, обычно собирают вокруг себя наиболее фанатичных последователей: сразу же приходят на ум св. Павел и В. Ульянов (Ленин).
Так где же связь? Закон Ассоциации можно рассматривать как повторное утверждение основного принципа человеческого разума: «Любые сведения, соотнесенные с ранее упорядоченной информацией, включаются в общую схему, углубляя понимание, а следовательно, и контроль над тем или иным феноменом».
Не забывайте о том, что упорядочение данных не обязательно происходит на сознательном уровне.
На самом деле, это происходит весьма редко. Обладание локоном волос, тайным именем человека, его родословной — все это можно считать методами получения сведений о нем. Некоторые сведения могут быть получены и упорядочены на подсознательном или даже психическом уровне. Каждая новая частица схемы дает вам рычаг для воздействия на нее. Или же, если вы собираетесь сотворить более абстрактное заклинание, то окружаете себя красками, запахами, звуками, образами, формами — всеми видами воздействия на ваше восприятие — напоминающими о предмете заклинания. Таким образом, вы храните определенные схемы, связанные с предметами или людьми, на поверхности вашего разума и усиливаете свою сосредоточенность на них. Ключевая фраза закона Ассоциации — «общность управляет вещами».
Закон Идентификации сочетает законы Знания, Ассоциации и Персонификации. Он гласит, что благодаря максимальной ассоциации