кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] 'следами'.
25. Семя всезнания в нем не имеет себе равных. [Он]
26. Учитель также и древних, ибо он не имеет временных
различий.
27. Его [вербальное] выражение - священный слог Ом.
28. [Йог практикует] его рецитацию и сосредоточение на его
объекте.
29. Отсюда - постижение истинной сущности сознания, а
также устранение препятствий.
30. Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень,
невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения
[какой-либо] ступени [сосредоточения], отсутствие стабильности
[при сосредоточении] - эти отвлечения суть препятствия.
31. Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи
сопутствуют рассеяным [состояниям сознания].
32. в целях их устранения - практика с одной сущностью.
33. Очищение сознания [достигается] культивированием
дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по
отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.
34. Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания.
35. Либо же [сверхчувственная] деятельность относительно
[соответствующих] объектов при своем возникновении [также]
вызывает ментальную стабильность.
36. Либо беспечальная и лучезарная...
37. Или же созерцание, имеющее объектом [тех, кто]
свободен от желаний.
38. Или же [сознание], опирающееся на восприятие,
[полученное] в сновидении либо во сне без сновидений.
39. Или благодаря созерцанию того, что приятно.
40. Его могущество [распространяется на все] - от атома до
величайших [объектов].
41. Сосредоточение есть состояние 'окрашенности' тем
[объектом], на который [сознание] опирается, [то есть] на
субъект познания, на познание и на объект познания, когда
развертывание [сознания] прекращено, как в случае с драгоценным
камнем.
42. Здесь сосредоточение 'с умозрением' лишено
отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием.
43. Недискурсивное [сосредоточение есть такое состояние
сознания, когда оно], полностью очищенное от памяти и как бы
лишенное собственной формы, проявляет только объект.
44. Таким же образом объяснены рефлексивное и
нерефлексивное [сосредоточения], имеющие 'тонкий' объект.
45. Свойство быть 'тонким' объектом имеет [своим]
ограничителем 'отсутствие признака' [как исходное состояние
первопричины].
46. Именно они, [такие виды концентрации], и есть
сосредоточение, обладающее семенем.
47. При искусности в нерефлексивном [сосредоточении
возникает] внутреннее спокойствие.
48. Мудрость, [обретенная] при этом, [называется] 'несущей
истину'.
49. [Мудрость эта] ввиду специфики своей направленности
имеет иной объект нежели мудрость, [обретенная] на основании
услышанного или на основании логического вывода.
50. Формирующий фактор, порожденный такой [мудростью],
является препятствием для других формирующих факторов.
51. При устранении и этого [формирующего фактора
наступает] сосредоточение, 'лишенное семени', ибо вся
[деятельность сознания] прекращена.
Глава вторая. О СПОСОБАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ [ЙОГИ]
1. Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога
действия.
2. [Она предназначена] для развития [способности] сосредоточения
и для ослабления аффектов.
3. Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть
пять аффектов.
4. Неведение является полем для следующих за ним [аффектов,
пребывающих] в дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью
развернутом [состояниях].
5. Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, атмана в
невечном, нечистом, страдании, не-атмане.
6. Эгоизм есть [кажущаяся] тождественность обеих способностей -
[чистого] видения и инструмента видения.
7. Влечение неразрывно связано с наслаждением.