самонаблюдения.
42. Вследствие удовлетворительности [становится возможным]
обретение высшего счастья.
43. Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству
[обретается] совершенство тела и органов чувств.
44. В результате самообучения [возникает] связь с наставляющим
божеством.
45. Благодаря упованию на Ишвару [обретается] совершенство в
[йогическом] сосредоточении.
46. Асана есть неподвижная и удобная [поза].
47. При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном
[Асана достигается].
48. Благодаря ей прекращается воздействие парных
противоположностей.
49. При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то есть
прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха].
50. [Она] проявляется как внешняя, внутренняя [или как] задержка
[дыхания], регулируется по месту, времени и числу [и благодаря
практике становится] длительной и тонкой.
51. Четвертый [вид пранаямы] превосходит внутреннюю и внешнюю
сферы.
52. Благодаря ей разрушается препятствие для света.
53. И пригодность манаса к концентрации.
54. При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы
следуют внутренней форме сознания - [это и есть] отвлечение.
55. Благодаря ему [достигается] полное подчинение органов чувств.
Глава третья. О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ
1. Концентрация есть фиксация сознания на [определенном] месте.
2. Созерцание (дхьяна) есть сфокусированность [однородных]
состояний сознания на этом [месте].
3, Именно оно, высвечивающее только объект [и] как бы лишенное
собственной формы, и есть сосредоточение (самадхи).
4. Три вместе - санъяма.
5. Благодаря овладению ею [возникает] свет мудрости.
6. Ее применение [осуществляется] постадийно.
7. Три - внутренние [в отличие] от предшествующих.
8. И они же - внешние [средства сосредоточения],
'лишенного семени'.
9. Изменение [сознания на стадии] остановки, связанное с
сознанием в моменты прекращения [его деятельности], есть [не что иное,
как] ослабление активных санскар и появление санскар в подавленном
состоянии.
10. Его спокойное течение [достигается] благодаря санскаре.
11. Изменение сосредоточения есть прекращение многонаправленности
сознания и возникновение его однонаправленности.
12. И, наконец, изменение однонаправленности сознания - [это]
тождественность прошедших и возникших познавательных содержаний.
13. Тем самым объяснены изменения качественной определенности,
отличных признаков и условий [существования] элементов и органов
чувств.
14. Носитель, [то есть субстанция], последовательно выступает как
исчерпавшая себя, наличная [или] невыразимая качественная
определенность.
15. Различие последовательности есть основание для различия
[стадий] изменения.
16. Благодаря санъяме на трех изменениях [возникает] знание
прошлого и будущего.
17. Из-за ложного отождествления слова, объекта и значения
[происходит] их смешение. Благодаря санъяме относительно их различия
[возникает] знание звуков, [издаваемых] всеми живыми существами.
18. Благодаря непосредственному постижению санскар [возникает]
знание прошлых перерождений.
19. [Благодаря непосредственному восприятию] содержания
познавательного акта [возникает] знание чужой ментальности.
20. Но не вместе с ее опорой, поскольку [внешняя опора] не может
выступать объектом его [познания].
21. Благодаря санъяме на [внешней] форме тела при устранении ее
способности быть воспринимаемой в результате прекращения контактов
между органом зрения и светом [возникает] невидимость.
22. Карма [может иметь] непосредственный результат и результат,
отодвинутый во времени; благодаря санъяме относительно кармы или на
основании дурных предзнаменований [возникает] знание о предстоящей
кончине.