33. Последовательность, понимаемая как конечный предел изменения,
есть противоположность мгновения.
34. Абсолютное освобождение есть полное свертывание гун, более не
являющихся объектом для Пуруши; оно же - энергия сознания, пребывающая
в самой себе.
* АФОРИЗМЫ ПАТАНДЖАЛИ *
(ПЕРЕВОД С САНСКРИТА
СВАМИ ВИВЕКАНАНДЫ)
Глава первая. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, ЕГО ДУХОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
1. Вот объяснение сосредоточения.
2. Йога есть удержание материи мысли [Читта] от облачения в
различные образы [Вритти].
3. В это время [время сосредоточения] зрящий [Пуруша] Покоится в
своем собственном [естественном] состоянии.
4. В остальное время [вне сосредоточения] зрящий сливается со
своими видоизменениями.
5. Есть пять разрядов видоизменений, связанных со страданием и
несвязанных.
6. Таковы: правильное знание, неразличие, устное заблуждение, сон
и память.
7. Прямое восприятие, заключение и свидетельство компетентного
лица суть доказательства.
8. Неразличие есть ложное знание, не подтвержденное
действительностью.
9. Устное заблуждение происходит от слов, не имеющих
[соответствующей] реальности.
10. Сон есть Вритти, обнимающее чувство пустоты.
11. Память есть следствие неисчезновения [Вритти] воспринятых
предметов [впечатления от которых вновь возникают в сознании].
12. Власть над ним [Вритти] достигается упражнением и отречением
[отсутствием привязанности].
13. Постоянное усилие держать их [Вритти] в совершенном
подчинении есть упражнение.
14. Его почва укрепляется продолжительными и постоянными
усилиями, сопровождаемыми страстной любовью [к достигаемой цели].
15. Результат, получаемый теми, которые отвергли жажду
воспринимаемых зрением или слухом предметов, и состоящих в господстве
над этими предметами, есть отречение.
16. Это крайнее отречение, отвергающее даже качества, показывает
Пурушу [настоящую природу ее].
17. Сосредоточение, называемое знанием, есть то, за которым
следует рассуждение, распознавание, блаженство, бескачественное 'Я'.
18. Есть другое Самадхи, достигаемое постоянными упражнениями в
прекращении всякой умственной деятельности, в котором Читта удерживает
только непроявленные впечатления.
19. [Самадхи, сопровождаемое крайним отречением,] становится
причиной новых явлений богов и тех, которые слились с природой.
20. Другими это Самадхи достигается путем веры, энергии, памяти,
сосредоточения и различения действительного.
21. Успех достигается быстро при наивысшей энергии.
22. Они [Самадхи] затем различны в зависимости от употребленных
средств: легких, средних или высших.
23. Или преданность Ишваре.
24. Ишвара [Верховный правитель] есть особая Пуруша, не
причастная страданию, следствию действий или желаний.
25. В нем становится бесконечным всеведение, которое в других
только в зародыше.
26. Он, будучи неограничен временем, есть Наставник самых древних
Учителей.
27. Выражающее его слово есть 'Ом'.
28. Повторение его [Ом] и размышление о его значении есть путь.
29. Отсюда приобретается наука интроспекции (умение смотреть
внутрь) и уничтожение препятствий.
30. Болезнь, умственная леность, сомнение, апатия, перерыв,
ложные восприятия, неуспех в сосредоточении и падение с достигнутой
высоты суть заграждающие [путь] препятствия.
31. Скорбь, спутанность мыслей, дрожание тела, неправильное
дыхание сопровождают неудержание сосредоточения.
32. Для излечения этого [следует делать] упражнение над одним
предметом.
33. Дружба, милосердие, радость, равнодушие, делание себя
предметом размышления в связи с предметами, счастливым или
несчастливым, добрым или злым, смотря по условиям, успокаивает Читту.
34. Вдыхая и удерживая дыхание.